Налоговые поступления от угледобывающих предприятий в Кемеровской области сократились на 33,7 млрд рублей за полгода, заявил губернатор Кузбасса Илья Середюк на Российской энергетической неделе. Об этом в пятницу, 27 сентября, сообщает «Интерфакс».
По словам главы региона, снижение доходов бюджета Кузбасса оказалось самым большим среди всех регионов страны.
Так, в первом полугодии 2023 года налоги от угольной отрасли составили 54,4 млрд рублей. А в этом году в том же периоде всего 21,2 млрд. Таким образом, показатель сократился в 2,6 раза. При этом 40% всех налоговых поступлений Кузбасса формируется именно за счет угольной сферы.
«Итоги за восемь месяцев уже подведены. Мы снизились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 33,7 млрд рублей собственных доходов» — передает слова Середюка «Интерфакс».
Согласно презентации главы Кузбасса, налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области составили 156,8 млрд рублей. А за аналогичный период 2023 года — 190,5 млрд рублей.
Согласно предварительному прогнозу, всего в этом году бюджет Кузбасса может пополниться 241,6 млрд рублей. В то время как за 2023 год этот показатель составил 280,1 млрд.
Также губернатор отметил снижение прибыльности предприятий, она сократилась в 3,5 раза за первые пять месяцев года: со 156 млрд рублей в 2023 году до 45 млрд в этом. Согласно приведенным данным, практически все угольные организации работают в убыток, а в лучшем случае выходят в ноль.
Убытки предприятий за первое полугодие 2024-го составили 64 млрд рублей, в то время как в 2023 году равнялись всего 19 млрд.
Такая ситуация происходит за счет падения цен на топливо на внешнем рынке и удорожания логистики. Так, стоимость энергетического угля в Северной Европе и Китае сегодня составляет около $115 за тонну, коксующегося угля в Китае и Австралии — $190 за тонну. При этом в начале 2023-го цены равнялись $170 и $316 соответственно.
Транспортировка дорожает за счет увеличения тарифов РЖД, ставок на аренду вагонов, удорожания перевалки в портах и фрахта. Кроме того, продажу товара затрудняет низкая пропускная способность сети железных дорог, действие экспортной пошлины и сложности взаиморасчетов через иностранные банки.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов назвал финансовые результаты страшными и пояснил, что даже для такого экономически мощного региона, как Кузбасс, потери бюджета являются колоссальными.
— С 2019 до 2021 года тарифы [РЖД] росли на доли процента, с 2021 по 2023 год — уже на целые проценты. Сейчас обсуждается на десятки процентов поднять тарифы. Если прибавить то, что отменили понижающие коэффициенты, рост получается в четыре раза больше, чем инфляция росла за этот период, — заявил Исламов во время выступления.
Он также пояснил, что расходы на перевозку угля составляют 70% от его рыночной стоимости.
Ранее NGS42.RU сообщал, что в первом полугодии 2024 года дефицит бюджета Кузбасса составил почти 20 млрд рублей. В начале сентября Дмитрий Исламов в интервью корреспонденту NGS42.RU уже прогнозировал серьезное увеличение расходов для кузбасских угольщиков из-за введения новых санкций. Также в регионе уже отмечены случаи задержки выплат работникам угольных компаний из-за нехватки на предприятиях денег.