Российские школьники всё чаще стали обращаться к услугам репетиторов. По данным «Авито Услуг», за последний год спрос в категории «Обучение предметам школы и вуза» только в Кемеровской области вырос на 24%, а за два года интерес к занятиям с репетиторами увеличился вдвое. Как отмечают специалисты, чаще всего школьникам в Кузбассе требуется помощь в изучении математики, английского и русского языка.
Мы решили узнать, почему репетиторы так востребованы в Кузбассе. Корреспондент NGS42.RU пообщался с двумя мамами, которые нанимали своим детям репетиторов. Причем один ребенок занимался дополнительно в 9-м и 11-м классах, а другой — в 3-м. Также наш корреспондент поговорил с учителем английского языка, к которому часто обращаются с просьбой «подтянуть» знания ребенка.
Дополнительное образование
Международная школа программирования «Алгоритмика» проанализировала доступность дополнительного детского образования в разных регионах России. Индекс показывает количество кружков, которые может посещать один ребенок в месяц за один и тот же процент от зарплаты родителей. Согласно этому исследованию, Кемеровская область замкнула пятерку лидеров с индексом 5,99.
Российские родители в среднем тратят 29% от заработной платы на дополнительное образование ребенка. При расчете индекса учитывалась средняя зарплата в регионе по данным Росстата и данные исследования «Алгоритмики» о средней стоимости дополнительных занятий в регионах.
Как отмечают эксперты международной школы, дополнительное образование является важным элементом развития детей и подростков. Оно не только способствует социализации, помогает формировать новые навыки, но и положительно влияет на учебные результаты ребенка в общеобразовательной школе.
Когда обращаются к репетиторам
Как правило, обращаться к репетиторам начинают уже в конце лета. Например, в августе прошлого года спрос на их услуги в Кузбассе вырос на 37% в сравнении с июлем. Как отмечают эксперты, пик поисковых запросов приходится на сентябрь. В прошлом году рост составил 102%.
Следующая волна интереса, по данным специалистов, — начало календарного года. Именно в этот период родители школьников задумываются о подготовке к экзаменам. Например, в январе 2021-го по сравнению с декабрем прошлого года спрос поднялся на 33%. А в январе 2020 года — аж на 44% по сравнению с прошлым месяцем.
По данным экспертов, третья волна выпадает на июнь. Специалисты утверждают, что в это время занятия с репетиторами становятся одним из вариантов полезного досуга. Согласно статистике, в июне 2021 года рост интереса к обучению предметам школьной программы составил 31%.
Как отмечают специалисты сайта «Авито Услуги», самые востребованные в регионе репетиторы — по математике. Спрос на их услуги составляет 35% от общего числа запросов в этой категории. На втором месте — преподаватели английского языка (31%), на третьем — русского (22%).
Как отмечают эксперты, средняя стоимость одного часа работы репетитора в Кузбассе составляет 550 рублей. Дороже всего обойдутся занятия по французскому — 700 рублей в час.
По данным, которые Минобр предоставил корреспонденту NGS42.RU, известно, что в Кузбассе всего 321 133 школьника и 18 002 учителя. Получается, на одного учителя приходится примерно 17 детей.
К слову, в советских школах в классах было около 40 учащихся. Но о репетиторах тогда и не слышали. В чем же причина повышения спроса на эти услуги?
Репетитор перед экзаменами
Мы поговорили с родителями кузбасских школьников, которые обращались к услугам репетиторов, и они поделились своими историями.
Кемеровчанка Ирина Тихонова рассказала, почему дочери пришлось для сдачи экзаменов нанимать репетиторов. Девочка шла на золотую медаль, но в 9-м классе после смены учителя начались проблемы с математикой. Ирина пояснила, что в начале учебного года дочь стала жаловаться: «Я не понимаю ничего из того, что нам объясняет преподаватель». Кемеровчанка решила узнать, в чем причина резкого падения успеваемости ее ребенка.
— Я пришла в школу, чтобы послушать, как проходят уроки. Меня поразило то, что дети шумели, а учитель спокойно продолжал у доски объяснять тему. Конечно, в таком бардаке ничего нельзя усвоить. Еще и результаты пробных экзаменов пришли: у всех было 2. Здесь я уже не раздумывая нашла репетитора. Дочь ходила к ней один раз в неделю. Преподавателя я выбрала по совету и не пожалела. За час она доступно объясняла всё то, что Маша проходила в школе за неделю. В итоге дочь написала на 5, — поясняет Ирина.
Казалось бы, когда ребенку нанимают репетитора, то причина одна: школьник не может самостоятельно усвоить программу. Но в жизни бывают и другие ситуации.
В 11-м классе у девочки возникли трудности с другим предметом. На этот раз — с русским языком. По словам кемеровчанки, на уроках ее дочь решала экзаменационные тесты на 5, а пробный экзамен пришел на 3. Причем неверно было написано только сочинение, отмечает женщина. Не раздумывая Ирина обратилась к знакомому учителю, которая много лет проверяла ЕГЭ. Та ей сказала, что сочинение написано неверно и те правила, которые им дал преподаватель, — не соответствуют нормам. Помогли экстренно исправить ситуацию 2 месяца занятий. На экзаменах дочь получила 5.
— Конечно, мне очень жаль, что в школах есть такие преподаватели, которые не хотят ни повышать свою квалификацию, ни стараться качественно выполнить свою работу. А ведь они еще параллельно занимаются репетиторством. Разве могут такие чему-то научить? Хорошо, что у моей семьи была возможность нанять репетиторов и помочь дочери. Но ведь есть малообеспеченные семьи, в которых детки далеко не глупые. Но с преподавателем, который сам доносит информацию неверно, они же не смогут элементарно экзамены нормально сдать. Я уже не говорю про то, что у них просто сложится неверное понимание многих вещей в определенном предмете, — отмечает кемеровчанка.
Зачем репетитор третьекласснику?
Если обращение к репетиторам в 9-х и 11-х классах еще можно объяснить тем, что в это время сдают важные экзамены, то история следующей героини заводит в тупик.
Екатерина Некрасова из Кемерова наняла дочери репетитора в 3-м классе. Причем о том, что ребенку нужны дополнительные занятия, маме сказал сам учитель. Екатерина пояснила, что ее ребенок рос смышленым: девочка рано начала читать, воспитатели даже предлагали отдать дочь в школу не в 7, а в 6 лет. Второй класс девочка окончила без проблем. В 3-м же классе у ребенка появились трудности с математикой.
— Признаться честно, я и не думала, что буду нанимать репетитора в начальной школе. Меня вызвали в школу и сказали, что нужно нанимать репетитора, потому как дочь не справляется с программой. Я уточнила, почему проблемные вопросы не может помочь объяснить сам педагог во время продленки. На что учитель сказала: «У меня 24 таких ребенка, я что, всем должна разжевывать материал и в рот класть? Если ребенок не может усвоить программу в специально отведенные часы, значит, вы с ним занимайтесь или привлекайте репетиторов». Конечно, такие слова меня повергли в шок. В мое время тоже были те, кто не понимал тему, но учителя всегда шли навстречу и объясняли после уроков, — отметила Екатерина.
Мама третьеклассницы обратилась к репетитору. После первого же занятия педагог сказал, что тема, которую проходит девочка, в других школах начнут изучать только через месяц. Учитель идет на опережение программы, добавил репетитор. Екатерина поговорила с другими родителями. Оказалось, что многие дети уже давно занимаются с репетиторами.
— Я спросила учителя, почему они так быстро проходят темы. Ответ был шикарный: «Вы что, преподаватель? Я 6 лет в институте проучилась и знаю, как надо учить». Здесь я поняла: тянуть уже некуда. Мы собрались с родителями и пошли к директору: объяснили ситуацию и сказали, что если не примут никаких мер, то обратимся в Министерство образования. Не знаю, какой разговор состоялся с учителем, но она уволилась, — рассказала мама школьницы.
По словам Екатерины, в 4-м классе у ее дочери сменился педагог: пришла молодая учительница, которая только окончила университета. Дети были в восторге от начинающего педагога: она и материал доступно объясняла, и после уроков с учениками дополнительно занималась. Причем на этих занятиях педагог не только разбирала то, что кому-то было непонятно, но еще и давала развивающие материалы: на логику, например, добавила кемеровчанка.
Что думают сами репетиторы?
Чтобы услышать мнение другой стороны, мы поговорили с репетитором английского языка, к которому часто обращаются с просьбой подтянуть знания школьника. Как отмечает педагог, чаще всего ее просят объяснить тот материал, который проходят на уроках.
— Мне часто звонят мои знакомы или по рекомендациям, чтобы я помогла объяснить те аспекты, которые ребенок не понял на уроке. Признаюсь, мне такие обращения до сих пор непонятны, хоть я и занимаюсь с детьми дополнительно уже более 10 лет. Но знаю точно, что мои ученики не ходят по репетиторам. Чаще всего, когда я начинаю разговаривать с ребенком, чтобы прояснить, по каким причинам не усваивается материал на уроке, оказывается, что учитель либо дал тему на самостоятельное изучение, а дальше принцип снежного кома: не понял одну тему, значит, и следующие будут непонятны либо преподаватель объяснил верхи, а на детали не обратил внимания, — пояснил репетитор.
Педагог также отметил, что среди коллег бытует мнение: родители сами должны заниматься со своими детьми — это их обязанность. Особенно актуальны эти слова были в период дистанционного обучения, добавил репетитор.
— Я считаю, что если ты выбрал профессию учителя, то будь добр ей соответствовать. А то получается: мы знаем, какие в этой сфере платят зарплаты, идем сюда, а потом работаем лишь бы поскорее домой уйти. Чему мы тогда детей научим? Ведь, смотря на нас, они будут к своим профессиям так же относиться, — добавил репетитор.
Конечно, нельзя забывать, что и обучаемость у детей разная, и количество учеников в классе во всех школах отличается. Так, если в одной школе в классе от 20 до 25 детей, то в другой — от 30 до 35. А это уже другой уровень восприятия информации.
Независимый эксперт — руководитель маркетинговых проектов «Авито Услуг» объясняет обращение к репетиторам изменениями, которые вносятся в образовательную программу.
— Требования к уровню знаний современных школьников постоянно растут, кроме того, растет общий объем информации, которую нужно усвоить за время обучения. Неудивительно, что многие родители предпочитают привлечь к процессу педагогов со стороны, которые помогут ребенку «подтянуть» знания индивидуально, — рассказывает Иван Чулков.
Получается, к репетиторам обращаются по двум причинам. Первая заключается в нехватке времени, которое отведено на урок. То есть стандартных 45 минут не всегда хватает для того, чтобы все дети усвоили материал. Вторая причина — постоянные изменения в образовательной программе, к которым оказываются не готовы как ученики, так и педагоги.
Мы решили узнать, зачем кузбасским школьникам нанимают репетиторов. Предлагаем вам пройти небольшой опрос.