Образование «Важно объяснить, зачем это нужно»: эксперт рассказал, как оградить детей от киберугроз

«Важно объяснить, зачем это нужно»: эксперт рассказал, как оградить детей от киберугроз

Разбираемся с экспертом в главных киберугрозах

Ключ к детской безопасности в уважении и отсутствии тотального контроля
Источник:

Сегодня дети начинают пользоваться интернетом в более раннем возрасте. Ведь тут можно найти и полезные материалы для обучения и развлечения на любой вкус и даже завести друзей из других городов. В то же время интернет таит множество угроз, и речь не только о вирусах. С чем может столкнуться ребенок и как избежать ловушек, корреспондент NGS42.RU выяснила вместе с экспертом по детской онлайн-безопасности, победителем конкурса «Учитель года» Андреем Сидоренко.

Первый шаг в веб-пространство

По данным «Лаборатории Касперского», первый собственный смартфон дети получают в возрасте от 5 до 7 лет. Но в интернет впервые они заходят еще раньше — в два-три года. Поэтому эксперты по детской информационной безопасности советуют разговаривать о поведении в Сети как можно раньше — как минимум с момента, когда ребенок начинает пользоваться приложениями и сайтами, где есть и другие пользователи.

Чаще всего кузбасские дети и подростки в 2024 году используют YouTube (26% от общего числа приложений), говорится в статистике «Лаборатории Касперского». На втором месте — WhatsApp (18%), далее — игра Roblox (12%).

Эксперты отмечают, что уже в дошкольном возрасте 15% детей зарегистрированы в соцсетях, а к старшей школе этот показатель вырастает почти до 100%. Поэтому родителям специалисты советуют при создании аккаунта в мессенджерах и соцсетях отключить возможность входящих звонков с незнакомых номеров. Это же относится и к обычной мобильной сети. Также эксперты по детской информационной безопасности говорят о необходимости поставить детское ограничение в видеохостингах и программу родительского контроля. При этом данные, которые получают такие программы не могут быть перехвачены злоумышленниками.

— Данные, которые обрабатывает родительский контроль, находятся в абсолютно в анонимном формате, и нет никакой возможности сопоставить конкретного человека и действия, совершаемые в аккаунте, — пояснил Андрей Сидоренко.

Далее ребенка надо научить базовым навыкам работы со смартфоном: как пользоваться браузером, как формулировать запрос на поиск информации, как писать сообщения, отправлять и делать фото и видео, а также как отправить родителям свою геопозицию.

— Важный момент заключается в том, что дети копируют то, как ведут себя с гаджетами родители. Смотрите ли вы сами в телефон сидя за столом, сколько вы времени вы проводите с телефоном. Но при этом дети не читают вашу переписку, они не знают, в каком формате вы общаетесь. Здороваетесь ли вы, как прощаетесь, используете ли эмодзи и как много. И этот элемент этики интернет-общения не формируется сам собой. А это важно. Попробуйте завести чат со своим ребенком, переписывайтесь и посмотрите как отвечает вам ребенок в течение дня. Вас это наверняка удивит, — говорит Сидоренко.

Поведение школьника в Сети напрямую зависит от родителей
Источник:

После этого ребенку нужно объяснить правила интернет-безопасности. Необходимо предупредить, что не вся информация и не любое общение полезны. Можно воспользоваться готовыми методическими материалами по информационной безопасности для детей, которые разрабатываются для родителей и учителей.

Обязательно нужно рекомендовать детям, особенно в начальной школе, делать свои профили приватными. И не добавлять в друзья тех людей, которых ребенок лично не знает.

Итак, какие же угрозы могут подстерегать ребенка в Сети? Андрей Сидоренко выделяет несколько основных видов киберагрессии, с которой может столкнуться ребенок в Сети.

Груминг

По словам эксперта, одной из самых главных угроз остается онлайн-груминг. Это процесс, когда взрослый человек втирается в доверие к ребенку, выманивает у него фото, видео и информацию приватного характера, а в дальнейшем шантажирует, угрожает, требует еще больше подобного контента или даже личных встреч.

В ходе опроса, проведенного командой Kaspersky Safe Kids, 16% детей признались, что к ним пытались втереться в доверие незнакомые взрослые. При этом они не всегда рассказывают об этом: о подобных случаях знают только 8% родителей.

— Родители объясняют детям, что нельзя разговаривать с незнакомцами на улице, садиться в машину, но не всегда предупреждают, что те же правила действуют и в цифровом мире. Злоумышленники могут выдавать себя за сверстников или используют информацию об интересах, которую сам ребенок мог разместить у себя на странице. Самый лучший способ защиты — выстроить отношения с ребенком таким образом, чтобы он не боялся и не стыдился обратиться к родителям. Завоевать доверие ребенка, чтобы он сам хотел рассказывать о своих друзьях, интересах, общении, — объясняет Сидоренко.

Буллинг

Многие родители склонны недооценивать проблему кибербуллинга: раз это происходит онлайн, то никаких последствий не несет. Ребенок сыт, здоров, одет, обут и находится рядом, следовательно, ему ничего не угрожает. Эксперт предупреждает: это опасное заблуждение.

Высмеивание, преследование во всех группах, обидные комментарии, угрозы, публикация личных данных в Сети — вот малая часть того, чем может развлекаться интернет-хейтер. Дети могут стать жертвой в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и не только. В результате это несет последствия от просто негативных эмоций до тяжелой депрессии.

Также кибербуллинг может продолжиться и в офлайне, но не обязательно.

Токсичное интернет-общение может отравить жить в реальности
Источник:

— Травля, которая происходит в реальном мире, привязана к какому-то месту. Там, как правило, есть и взрослые люди, к которым можно обратиться за помощью. Кибербуллинг не имеет физической локации, он происходит 24/7. Ребенок может даже не знать этих людей, особенно если он активно ведет социальные сети, — поясняет Сидоренко.

Специалист советует обратить внимание на такие проявления, как снижение успеваемости, социальной активности, элементы депрессивного состояния, бессонница, плохое самочувствие в целом. Важно знать: то, что происходит онлайн, имеет проявления в реальной жизни.

Деструктивный контент

С одной стороны, от неподобающего контента ребенка защитят программы родительского контроля и детские настройки в приложениях, о которых уже говорилось выше. С другой стороны, с юным пользователем необходимо говорить, что нельзя переходить по подозрительным ссылкам и нужно критически относиться к слишком щедрым или пугающим сообщениям. В то же время опасно и поддаваться социальной панике.

Источник:

— Если говорить о группах ненависти, которые призывают подростков вредить себе, то зачастую оказывается, что о них больше пустых разговоров. Когда проверяешь слухи о том, что в Сети опять появился паблик или чат, где молодых людей «программируют» что-то с собой сделать, часто не находишь самого контента, а только истории из серии «у моей дочери есть подруга, у которой есть подруга, которая состояла в такой группе». Плюс платформы сами стараются блокировать подобные объединения, не дожидаясь решения суда, — поясняет педагог.

Важно донести до школьника, что если кто-то пишет сообщения и угрожает, пытается запугать, мол, я что-то сделаю с твоей семьей, если ты расскажешь об этом, нужно не идти на поводу и сообщить обо всём взрослым.

Овершеринг

Овершеринг — публикация излишней информации о себе. Согласно данным «Лаборатории Касперского», каждый пятый ребенок жалел о некоторых публикациях, которые делал в Сети. Это могла быть информация как о себе, так и о других людях. Например, 7% подростков 11–17 лет признались, что выкладывали на своих страницах или отправляли кому-то в личных сообщениях фото и видео очень личного или неприличного характера.

Школьники оставляют на страничках сведения о месте жительства, родственниках, выкладывают личные фотографии, дополняя их историями из жизни. Эта информация — клад как для мошенников, так и для грумеров и хейтеров. При этом, когда родители говорят детям, что нельзя публиковать слишком личную информацию, то в 43% сами размещают в аккаунтах фото и видео со своими детьми.

Многие современные подростки мечтают стать блогерами. Стремясь рассказать о своей жизни, создать контент, они выдают личные данные: на кадрах отображается обстановка квартиры, адрес, записанный на посылке, которую юный контентмейкер распаковывает на камеру, и многое другое.

Андрей Сидоренко считает, что рубить порыв к самовыражению на корню — не выход.

— Посмотрите с ребенком вместе тех блогеров, на которых он хотел бы быть походим. Это будет отличным и наглядным уроком. Обратите его внимание на то, как звезды «Ютьюба» работают с приватностью. Пусть после ролика ребенок попробует вам рассказать, что он узнал о личной жизни знаменитости. Какие сведения тот выдал? Из видео профессионала мы не можем сказать, где это снималось, когда, с кем знаменитость живет и как добирается до места работы. И это отличное пособие, как быть публичным человеком, но не заниматься овершерингом, — отмечает Сидоренко.

Вникнуть в интересы ребенка — первый шаг на пути к доверию
Источник:

Если же дети смотрят неподобающий, с вашей точки зрения, контент, который учит скорее плохим вещам, то по пунктам объясните, почему это нехорошо, и предложите альтернативу.

Доверие

Многие родители спорят, стоит читать детские переписки или нет. Эксперт по детской онлайн-безопасности Андрей Сидоренко уверен, что делать этого ни в коем случае нельзя, так как убьет доверие на корню. В таком случае ребенок уже не придет к вам, если у него возникнут проблемы.

— Ребенок будет расти с мыслью, что такие действия нормальны. В будущем он будет обесценивать как свои личные данные и приватность, так и границы других людей. Так что это игра вдолгую, он не всегда будет малышом, и мы не сможем его контролировать вечно. Он должен научиться самостоятельности и ответственности. А если ребенок знает, что взрослый читает сообщения, с огромной вероятностью он научится либо чистить историю переписки, либо очень быстро освоит секретные чаты, которые удаляются автоматически, либо уйдет на те платформы, где родитель не сможет разобраться. Это путь в никуда, — поясняет эксперт.

Родители должны понять, что подросток может иметь свои секреты, они не обязательно опасные и это нормально. При этом взрослые могут попросить своего ребенка предоставить доступ к геопозиции — это вопрос безопасности. Но тайно ставить подобные программы не стоит.

— Здесь важно объяснить ребенку, зачем это нужно. Мы часто заранее думаем, что детям эта функция не понравится. На самом деле это не так. Я как эксперт провожу занятия с детьми в разных регионах, встречаюсь с учащимися 7–9-х классов. Это тот возраст, когда они готовы отрицать всё. Даже если ты им говоришь, что солнце встает на востоке, они придумают способ доказать, что это не так. И мы вместе обсуждали вопрос доступа родителей к геопозиции. Сначала мнения разделились, кто-то был категорически против, кто-то считал, что это нормально. Но когда было поставлено условие, что родители смогут узнать, где вы находитесь, чтобы удостовериться, что вы в безопасности, но в ответ вы также сможете смотреть геопозицию своих родителей, то большинство согласились на эту меру, — подчеркивает Сидоренко.

По мнению специалиста, важнее всего объяснить ребенку, что вы не следите за ним и полностью доверяете. Доступ к геопозизии — мера на экстренный случай. Только так он получит главный урок: честности и справедливого, уважительного отношения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«С нелюбовью, Кемерово»: сибирячка провела пять часов в аэропорту — что ее разозлило и заставило жалеть о поездке
Настасья Медведева
Журналист
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления