Новость о том, что в Челябинске в начале недели подросток пронес в школу оружие и напал на одноклассников и учителя, потрясла страну. Подобное происходит в российских образовательных учреждениях не впервые, и каждый раз охрану обещают усилить. Так, девять месяцев назад в брянской школе ученица открыла стрельбу по сверстникам. NGS42.RU после этого проводил проверки в кемеровских учебных заведениях, и выяснил, что безопасность отнюдь не на высшем уровне. После челябинских событий корреспондент Елена Гуськова отправилась вновь навестить местные школы. Как оказалось, руководство большинства вновь надеется на авось, считает, что беда происходит только с другими, и пытается «как-нибудь» договориться, чтобы про их казусы никто не узнал.
Школа № 44
Школу у Телецентра NGS42.RU уже проверял в конце 2023 года. Тогда корреспонденту удалось пройти двери, преодолеть КПП и рамку металлодетектора и только на посту охраны вахтер поинтересовалась, куда он направляется.
За минувшие девять месяцев с системой охраны в учебном заведении стало только хуже. Территория школы огорожена забором, но калиток со всех сторон предостаточно, и все они открыты.
Двери в здание заперты, но нажимаю кнопку домофона, и они без дополнительных вопросов открываются.
На посту охраны сидит пожилая женщина-вахтер, которая не задала мне ни единого вопроса. У ограждения есть проход возле поста охраны и турникет через рамку металлоискателя.
Пытаюсь пройти напрямую, минуя детектор. Но бабушка проявляет бдительность и… нет, не останавливает, а говорит, что надо проходить через турникет. Извинившись, отправляюсь через рамку, которая не срабатывает. При этом при себе у меня немало металлических вещей: крупная связка ключей, мелочь в кармане, металлические пряжки на плаще.
Удостоверившись, что я прошла как положено, охрана больше ко мне вопросов не имеет. После лестницы совершенно не знаю, куда идти и как найти директора, поэтому решаюсь спросить дорогу у попавшегося навстречу педагога. У учительницы тоже не возникает вопроса, кто я, зачем мне директор и как я сюда попала. Спросив, назначена ли мне встреча, на что я честно призналась, что нет, она провожает меня до заветного кабинета.
Директор Ирина Поддубная явно шокирована моим нежданным возникновением на пороге. Я коротко обрисовала обнаруженную проблему в системе безопасности.
— Этого не может быть, вас не могли пропустить, — безапелляционно заявляет руководитель, будто то же самое не говорил в прошлом году моему коллеге.
Вместе с Ириной Филипповной отправляемся обратно на КПП, чтобы выяснить, как невозможное стало возможным.
Вера Александровна (оказалось, что представительницу ЧОПа зовут именно так) объяснила, что подумала, будто я новый педагог, так как я вела себя уверенно. Однако вопрос, почему она не уточнила, верна ли ее догадка у человека, которого видела впервые в жизни, и не проверила документы, остался без ответа.
Школа № 14
На территорию школы № 14 можно пройти беспрепятственно — ворота открыты. Однако дальше крыльца продвинуться не удалось. Двери оказались заперты. Я позвонила в домофон, и охранник из ЧОП «Альянс Кузбасс» спросил, кто я и зачем пришла. Я объяснила, что мне очень нужно увидеть директора, и попыталась уговорить пустить меня внутрь. Но бдительный сторож был неумолим, напоследок предложив мне обращаться в приемные часы руководства по предварительной договоренности. По всей видимости, ученики 14-й школы учатся в довольно безопасных условиях.
Школа № 68
После новой и современной школы № 14 мы решили навестить школу, находящуюся в менее благоустроенной части города.
Выбор пал на № 68 — она находится в частном секторе и до этого момента никогда не привлекала внимание общественности. Учебное заведение дает основное образование, то есть только девять классов.
Попасть на территорию не составляет никакого труда, ворота приветственно открыты. Однако парадное крыльцо оказывается на ремонте. Оно огорожено бело-красной лентой и нет никаких указателей, как попасть в учреждение. Что ж, возможно, это тоже мера безопасности: потенциальный злоумышленник не сможет отыскать вход, устанет бродить по территории и передумает совершать преступление.
Возле главного входа я спросила дорогу у мужчины-работника, который складывал инструменты в кладовку. Сотрудник поинтересовался, что мне нужно, я пояснила, что хотела бы увидеть директора, и он предложил мне обойти здание. Немного поплутав за школой, так как все увиденные мною входы выглядели закрытыми, я спросила дорогу у учениц. Девочки помогли мне отыскать неприметную обшарпанную дверь с маленьким крылечком.
Внутри меня ждал сюрприз: сразу у входа начиналась лестница на верхние этажи, никакого КПП, никакого поста, никого из взрослых.
На втором этаже обнаружилась дверь с табличкой «Приемная», в кабинете сидели завучи, но директора на месте не было.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Инна Шумская пояснила, что школа не охраняется никаким ЧОПом, так как специалисты не спешат устраиваться на работу с низкой зарплатой.
— У нас нет сотрудника сейчас, у нас сидит просто зам по безопасности. Сейчас идет ремонт крыльца, открыто два входа. Один для младших классов, другой для средних, — объяснила она.
Заместитель директора спросила, можно «как-нибудь» обойтись без публикации, но как именно, не уточнила.
В срочном порядке был вызван замдиректора по безопасности жизнедеятельности Константин Поснов.
— У нас сейчас два входа открыто, а я один, разрываюсь между ними, за обоими не успеваю наблюдать, — рассказал мужчина.
Также Поснов показал свой пост, оказалось, КПП находится на первом этаже уже после лестницы, ведущей на второй этаж, за углом. То есть даже если бы замдиректора находился на месте, он никак не смог бы увидеть, как я проникаю на второй этаж в кабинеты к детям.