Проблемы Кемеровской области уже давно ни для кого не являются секретом. Для многих регион остается провинциальным, с низкими зарплатами и не самой лучшей экологией. Тем не менее, несмотря на все сложности, находится немало людей, которые не только остаются здесь жить, но и создают большие семьи, с тремя и более детьми. Мы спросили кузбасские многодетные семьи, как они на это решились, и записали их монологи.
Виолетта Никонова, 32 года, Новокузнецк
Вместе с мужем Евгением воспитывает троих детей
— Дети — это классно. Мы их любим и заботимся о них. Поэтому и создали такую семью. Сейчас у нас трое ребятишек, можно было бы подумать и о четвертом, но, к сожалению, нельзя по медицинским показаниям.
Тяжелее всего пришлось с первым ребенком. На очевидные бытовые сложности наложился его непростой характер. Потом уже с возрастом и опыта набираешься и в целом как-то попроще начинаешь ко всему относиться. Так что сейчас с третьим ребенком кажется, что вообще особых проблем нет, всё просто и решаемо.
Денег на семейные нужды нам, в основном, всегда хватало. Но для этого мужу приходится очень много работать, хотелось бы, чтобы он мог побольше времени проводить дома. Из мер поддержки в регионе у нас только выплата 1200 рублей в месяц, считаю, этого мало. У супруга брат с семьей живет в Москве, там им 30% коммуналки возвращают, дают бесплатный проезд и питание в школе, а еще — по 10 тысяч на каждого ребенка собраться в школу. Обидно, одна ведь страна, а такая колоссальная разница в поддержке.
Плюс в Москве, когда ездили туда отдыхать, заметили, что в парках, музеях, даже частных игровых комнатах есть скидки для многодетных семей. В Новокузнецке с таким практически не сталкивались. Вроде бы мелочь, но о многом говорит и показывает отношение. Наверное, поэтому, пока мы были в Москве, действительно ощущали себя многодетной семьей, которую поддерживают на деле.
Об экологии сильно не задумывались. Я сама родилась, выросла и до сих пор живу в Новокузнецке и каких-то больших проблем со здоровьем не испытывала. Может быть, пока, конечно. Больше расстраивает, что у нас нормально не оборудованы дворы, чуть ли не в каждом разбитый асфальт, детям играть негде. Даже там, где строятся новые дома, зачастую хороших площадок нет. Непонятно, почему застройщикам не ставят условие как следует облагораживать территорию у дома. В этом плане завидуем Кемерову, Новосибирску.
О переезде в другой регион думали, но до конкретики не дошло. Наверное, не решаемся, потому что у нас здесь все родные: родители, бабушки. Мы их любим и сильно к ним привязаны.
Олеся Малкова, 40 лет, поселок Чистогорский (Новокузнецкий округ)
Вместе с супругом Владимиром воспитывает пятерых детей
— Я сама родилась и росла в многодетной семье, поэтому и себе хотела такую же. Муж меня поддержал. Никаких сомнений и опасений не испытывали, это был наш осознанный шаг. Про проблемы с экологией в регионе, конечно, знаем, но считаем, что во многом здоровье зависит от самих людей. Мы с супругом всегда занимаемся спортом, сколько себя помним, и детям тоже прививаем активный образ жизни. Поэтому все здоровы.
Мне, как ни странно, тяжелее всего пришлось, когда появился первый ребенок. Потом он подрос и начал помогать со вторым. И так постепенно все ребятишки стали помогать нам справляться. Если говорить о многодетном материнстве, для меня самым сложным было уделить каждому из детей столько внимания и времени, сколько им хотелось, при этом работая.
Всем необходимым деток обеспечиваем, сами плюс пользовались льготами от государства. Когда я находилась в декрете и не работала, дети в школе питались бесплатно. Также мы получали детское пособие и оформляли возврат средств на оплату детского сада. А вообще у нас замечательные бабушки и дедушки, в трудные моменты всегда приходили на помощь, поддерживали всеми возможными способами.
Светлана Холмогорова, 39 лет, Новокузнецк
Вместе с мужем Владиславом воспитывает троих детей
— Каких-то особых размышлений и обсуждений, сколько именно детей нужно родить, у нас с супругом не было. Единственное, в определенный момент семейной жизни мы решили построить себе дом попросторнее и, в общем-то, сразу понимали, что хотим видеть в нем ребятишек. Ни с кем по поводу деток не советовались, родственникам и друзьям уже по факту говорили, что скоро ждем пополнение.
Лично мне справляться с тремя детьми оказалось сложнее, чем ожидала. Так получилось, что они у нас все абсолютно разные по характеру, поведению, потребностям. К каждому нужно найти подход, узнать, что у него на душе, решить все проблемы. Иногда ты выступаешь помягче, почти как друг, иногда построже, как родитель. Плюс к этому у многодетных мам и пап, очевидно, остается совсем немного времени на свои нужды и отдых.
Денег на семью более-менее всегда хватало, хотя расходы выходят приличные. Только на питание, одежду, средства для ухода и гигиены порой приходится тратить до 50 тысяч в месяц. Конечно, эпизодические сложности возникали, но мы с мужем оба работаем, находили способы закрыть финансовые вопросы. Плюс родственники иногда помогали, да и сейчас продолжают это делать, могут выделить ту или иную сумму на детские хотелки. За что им, конечно же, большое спасибо.
Новокузнецк и Кузбасс в целом считаю комфортными для жизни. Порой расстраивает только, что здесь довольно дорогой отдых, сложно найти приемлемый вариант в пределах региона. Над переездом задумывались, но пока не решились. Поменять обстановку хочется даже не из-за экологии, а больше из-за климата. Тянет в места потеплее, например, в Краснодарский край.
Много детей — это, безусловно, и масса забот, ответственность и приличная усталость. Но когда видишь радость в их глазах, это лучшее, что может быть на свете.
Александр, 39 лет, Кемерово
Вместе с супругой воспитывает четверых детей
— Планов по количеству детей с женой мы не строили. Просто так получилось. Немного беспокоились, что двоих младших деток завели после 30 лет — читали, что это вроде как считается поздно и может сказаться на их развитии. Волей-неволей, наверное, переживали еще из-за плохой экологии. Ну и прикидывали, вывезем или нет по финансам.
Основные траты — на детское питание, памперсы и, конечно, одежду и обувь. По двум последним категориям мы практически всегда стараемся совершать покупки только по акциям и скидкам, в противном случае очень большие суммы выходят. Точно по рублям не скажу, но как минимум наравне с вещами для взрослых, а то и дороже. Есть еще нюанс, что у детей ноги растут быстро, поэтому новую обувь приходится приобретать довольно часто. Что касается продуктов — за один поход в магазин оставляем там примерно 6-8 тысяч рублей, этого хватает на неделю-полторы.
Денежный вопрос, конечно, важен. Чтобы хорошо зарабатывать, я одно время трудился в строительной организации и часто уезжал в командировки, соответственно долго отсутствовал дома. Супруга этим была недовольна, говорила, что ей и детям меня не хватает. Немало ругались из-за этого, и из той фирмы я уволился. В конце концов, хоть и не сразу, удалось найти вариант, который устроил нас и по режиму работы, и по зарплате.
На льготы никогда особенно не рассчитывали. Когда впервые встал про это вопрос, посмотрели, какие есть требования, сколько инстанций нужно обойти, сколько бумажек собрать. В итоге получилось, что после всей мороки нам бы стали выплачивать в месяц, по-моему, 51 рубль. Решили, что это бессмысленно.
Особых проблем с воспитанием детей в семье никогда не было. Я считаю, если любишь их и с ранних лет закладываешь правильные ценности, то они и будут расти нормальными людьми, зная, что хорошо и плохо, какие рамки нельзя переступать. Понятно, что где-то капризничать будут в любом случае, но это не в счет, мелочи.
Насчет переезда в другой регион не раз задумывались. Прежде всего из-за экологии. Но сейчас такое нестабильное время, что не хочется делать резких движений. Думали насчет Калининградской области, но она окружена другими государствами, и в нынешней ситуации это не может не вызывать беспокойство. Был вариант с Ростовской областью, но оттуда совсем недалеко до зоны спецоперации. Так что пока остаемся здесь, а дальше посмотрим.
Никанор Меркулов, 42 года, Кемерово, священник
Вместе с супругой Валентиной воспитывает 11 детей
— К появлению каждого ребенка мы с супругой относились как к чуду. Первого ждали долгих четыре года. Как и для любой верующей семьи, для нас малыш — это дар божий. Вопроса принять или не принять такой подарок небес, радоваться ему или нет, для нас никогда не стояло.
Сложности, конечно, есть. Например, когда дети болеют одновременно или по кругу. Был такой непростой момент, когда мы вместе с супругой оказались в больнице, и на этот период основная забота о других детках легла на нашего старшего сына, которому тогда исполнилось 18. Он, слава богу, справился. Вообще, я считаю, если детей правильно организовать и распределить обязанности, всё будет нормально.
Выдерживать финансовую нагрузку нам помогают президентские пособия. За счет этих выплат время от времени находим возможность улучшить условия проживания, что-то ремонтировать дома. А старшие дети благодаря такой поддержке могут посещать репетиторов по нужным предметам. Плюс пользуемся такой программой, как «социальный контракт на иные нужды» — смогли приобрести, например, новые холодильник и стиральную машину. Так что, хоть и не всё безоблачно в плане мер поддержки, но некоторые программы действительно работают.
Про ситуацию с экологией в регионе нам известно, но, честно говоря, есть в жизни проблемы намного страшнее. Например, равнодушие людей, от которого вы можете пострадать даже в самом благополучном регионе. Здесь же такого нет. Я сам родом из Алтайского края, в Кемеровскую область перебрался 26 лет назад, учился в духовной семинарии в Новокузнецке. За эти годы встретил немало удивительных, светлых, творческих людей. Никогда не жалел и не жалею, что переехал в Кузбасс и до сих пор живу здесь.
В сущности, мы довольны всем. Быт налажен, дети растут, развиваются, помимо основного обучения, получают допобразование — художественное, музыкальное. Мы с супругой — счастливые от забот родители (именно так, без кавычек) и стараемся обеспечить своим чадам беззаботное детство.