Большой резонанс в последние несколько дней наделало видео с концерта певицы Mia Boyka, которая пообщалась с юной фанаткой-квадробером. После этого девочку стали буллить, хотя многие звезды шоу-бизнеса выразили ей поддержку.
Это явление сейчас очень актуально среди подростков, детей в образе кошек и собак также можно встретить и в Кемерове. Психологи, гештальт-терапевты Светлана Кондратова и Вера Солдатова по просьбе NGS42.RU рассказали, чем отличаются квадроберы от фурри, почему это не так страшно, как может показаться на первый взгляд, и как понять, что ребенок перешел черту дозволенного.
Подростковая субкультура — явление не новое. Определенные модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения характерны для молодых людей от 12 до 25 лет. В нашей стране неформальные движения стали наиболее видимы для общества в 1980-е годы. Наиболее известные примеры — хиппи, панки, рокеры, металлисты.
Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений — символизация внешнего вида, образа жизни, поведения.
Особенно популярны сегодня среди подростков и молодых людей фурри и квадроби. В чем разница? Квадробика — это спорт с подражанием повадкам реальных животных. Фурри к спорту не имеют отношения. Им характерна художественная и творческая самореализация через внешнее самовыражение. Кроме того, если квадроберы подражают реально существующим животными — кошкам, волкам и лисам, то фурри увлекаются антропоморфными образами, которые со стороны могут выглядеть как ростовые куклы.
Есть ли опасность? У всякого социально-культурного явления есть граница от нормы до патологии. Нельзя категорично отнести фурри и квадробику к негативным явлениям. Это то, что объединяет подростков, дает им возможность творчески самовыражаться, обретать друзей и чувствовать себя особенным, индивидуальным. Это важная потребность развивающейся личности подростка, которая помогает ему изучать себя, понимать, какой он, что ему важно, а что неприемлемо.
Почему подростки это делают?
Становясь участником субкультуры, подросток приобретает необходимые ему социальные навыки. Он учится приспосабливаться к другим людям, реализует свои желания и мечты, чувствует себя причастным, заводит друзей, имеет возможность творчески проявляться в этом мире и заявлять о себе. Это важная и неотъемлемая часть роста и развития личности подростка.
Однако стоит учесть, что в современном мире изобилие информации и свободный к ней доступ могут негативно повлиять на неокрепшую детскую психику.
Что должны знать родители?
Помните золотое правило: родители для ребенка — прежде всего родители! Не друзья и подружки, которые всё понимают и сами тоже «в теме». Родители для ребенка — это взрослые люди, которые создают границу, в рамках которой тот будет расти и развиваться. Поэтому слепое поощрение и попустительство могут выйти боком прежде всего самому ребенку. Держать руку на пульсе — это значит интересоваться, что именно привлекает вашего ребенка/подростка в той или иной деятельности, что важного он там получает, что привело его в эту группу.
Поговорите, задайте вопросы. Однако будьте готовы, что подросток не захочет с вами ничего обсуждать. Это тоже будет означать, что ваши отношения развиваются по определенному пути, где между вами и ребенком есть темы, которые недоступны для диалога.
Когда стоит бить тревогу?
Если увлечение фурри и квадробикой (или любой другой деятельностью) выходит за рамки игры или просто увлечения, стоит задуматься, что, возможно, вам нужна консультация специалиста — психолога или врача психиатра. Одно дело, когда ребенок наряжается, употребляет специальные слова, выбирает определенную манеру поведения. И совсем другое дело, когда он начинает демонстрировать отклоняющееся от общественных норм поведение — начинает есть из миски, протестуя таким образом, кусается, уподобляясь животному, выражая тем самым агрессию или ходит по улице на четвереньках, отрицая тот факт, что он прежде всего человек.
Тревожным сигналом для родителя должен стать факт того, что ребенок начинает отделять образ животного от собственной личности. Например, говорит: «это не я укусил, это котик», хотя на самом деле это сделал ребенок, будучи в образе, или «эта миска на полу не для меня, это для собачки», а затем сам перевоплощается в эту самую собачку и пользуется миской.
В современном мире людям бывает сложно выражать чувства, особенно агрессию. Дети учатся управлять своими эмоциями, подбирать форму для их выражения. Как квадробинг помогает решить эту проблему? Ребенок не знает, как приемлемо выражать злость. Но видит, что животные это делают. «Значит, — решает он, — я как кошка могу шипеть или лаять словно собака». Если нет адекватной формы выражения агрессии в семье, то ребенок может выбирать такие формы. И это не новое изобретение для человеческой психики. В народной культуре существовали такие явление, как ряженые, карнавалы. Люди в масках животных могли вести себя не как обычно, можно было побеситься, побыть не собой, выразить сильные чувства под маской, почти анонимно, а значит, более свободно. Ребенку позволительно играть в принцессу, супергероя, почему нельзя играть в собачку или кошечку?
Как сделать, чтобы этот период прошел быстрее и легче для детей и родителей?
Говорите с ребенком о его жизни, чувствах. Позволяйте выражать агрессию, она говорит о том, что какие-то потребности ребенка не удовлетворяются, что-то в его жизни нуждается в изменениях.
Чтобы квадробинг не мешал жизни ребенка, необходимо поддерживать баланс между этим увлечением и другими сферами его развития. Определите вместе с ребенком границы между занятиями квадробингом и остальными аспектами жизни: отведите время и место для этого занятия. Например, только по субботам или во время прогулок.
Признаки того, что увлечение квадробикой мешает повседневной жизни ребенка:
интересуется только квадробикой и перестает общаться с родителями;
проводит слишком много времени в образе животного, что становится неуместным (например, приходит в маске на занятия в школу);
становится замкнутым и теряет интерес к прежним друзьям;
начинает использовать квадробику как средство ухода от проблем и стрессовых ситуаций.
Важно понимать, что это всего лишь хобби, и не стоит заменять им полноценное развитие и общение со сверстниками. Если у ребенка наблюдается чрезмерное увлечение квадробикой и это негативно влияет на его здоровье и развитие, родителям следует обратить внимание на эту проблему и обсудить ее с детским психологом или психиатром.