Город «Озабоченные»: прощай, козел!

«Озабоченные»: прощай, козел!

Неожиданно талантливый российский сериал о поисках женского счастья — и это похоже одновременно на фильмы Эльдара Рязанова и «Секс в большом городе»

В сумеречной обители «Дома-2» и «Камеди клаба» — на канале ТНТ — завершился первый сезон любопытного сериала «Озабоченные». И это тот редкий случай, когда сериал с российского ТВ хочется искренне посоветовать — особенно если вам нечем заняться на каникулах. Сериал сделан странным союзом. Писал его камедиклабовский Семен Слепаков, снимал — Борис Хлебников, едва ли не самый симпатичный из молодых независимых режиссеров, а камерой управлял Павел Костомаров, злой документалист из проекта Lenta.doc, расчленивший бытовую российскую реальность в «Я тебя не люблю» и реальность политическую — в фильме «Срок». В итоге в кадре «ржачной» комедии про молодых россиян, озабоченных сексом и квартирным вопросом, мы обнаруживаем не фальшивых кукол, но живых симпатичных людей.

«Озабоченные, или Любовь зла» (Россия, 2015) — комедийный сериал. Режиссер: Борис Хлебников («Коктебель», «Свободное плавание», «Долгая счастливая жизнь»). В ролях: Мария Шалаева, Юрий Колокольников. Первый сезон — 21 серия по 25 минут — выходил на ТНТ с 9 ноября по 3 декабря 2015 года.

Три девицы бегут из провинциального Екатеринбурга в Москву. Одна — сексолюбивая фам фаталь в леопардовом трико — очень любит красивую жизнь, но вместо нее получает работу оператора колл-центра, изнасилование на колесе обозрения и много водки в компании с цирковыми клоунами. Вторая — умница-отличница — мечтает о карьере, но делит постель с безработным мужем-гоблином. Третья — дурнушка по фамилии Гвоздикова — мечтает покорить литературный олимп с романом «Прощай, козёл!» и спит с коварным изменщиком (его играет Юрий Колокольников, миру известный ролью варвара-людоеда из «Игры престолов»).

У этой третьей героини (ее играет Мария Шалаева из грустной сказки «Русалка») есть реальный прототип — екатеринбургская писательница Ирина Денежкина, чье подростковое графоманство в 2005 году восхитило столичную издательскую богему, тогда наградившую Ирину эпитетом «самой талантливой певицы поколения 20-летних». После того как мыльный пузырь лопнул, Денежкина наглухо исчезла. И вернулась через 10 лет, чтобы в сценарии «Озабоченных» написать пародию (достаточно талантливую) на свою собственную историю, взяв в соавторы Семена Слепакова.

Но, конечно, из заурядного в интересный сериал превратил режиссер Борис Хлебников, до сих пор, за редким исключением, снимавший фильмы про тихий абсурд обыденной российской жизни («Свободное плавание», «Коктебель», «Сумасшедшая помощь») — очень тонкие и трагичные.

«Озабоченные» — комедия принципиально ниже пояса, про секс здесь если не все 100 %, то минимум 80 %. Однако сериал удивляет — сквозь простецкие жизненные ситуации и черные шутки проглядывает что-то очень знакомое, будто оказался в компании людей не очень умных, но симпатичных.

Это, правда, очень странно, но, глядя на мучения девушки Кати, которой очень не хочется делать минет мужу (любимому, но амбалу, алкашу и придурку), испытываешь не гадливость или скуку, а настоящее сочувствие.

Еще страннее — сочувствие испытываешь и к самому амбалу, нечаянно потерявшему женино кольцо, полезшему за ним в мусорный бак и отобравшему (не то кольцо) у бомжихи. Сочувствие и даже сострадание испытываешь и к галерее всевозможных, казалось бы, совсем малосимпатичных персонажей — к пьяным дембелям, гулящим барышням, продажным издателям. Все они в сериале парадоксальным образом оказываются «тоже людьми».

Помимо человечности «Озабоченные» цепляют бесхитростной прямолинейностью. Слова, действия и желания у героев обычно совпадают: захотела напиться — напилась, захотела заняться сексом — занялась, захотела ударить по чайнику — вломила.

«Озабоченные» никого ничему не учат, они не затронуты облепившей все вокруг политикой (хотя иногда зло подшучивают над Навальным и ЛГБТ-активистами — но без этого, видимо, никак). Конъюнктурен сериал или нет — можно спорить.

Но если уходить в исторические параллели, то вспоминается и Эльдар Рязанов с его маленькими людьми эпохи застоя, и Михаил Зощенко с его мещанами и аристократками эпохи Сталина.

И Рязанов, и Зощенко любили своих персонажей, снимали смешные фильмы и были грустными людьми. И от фильмов Рязанова, и от рассказов Зощенко, над которыми хохотали до слез современники, нынче веет гнетущей тоской. «Озабоченные» пока смешны, но тоска чувствуется уже сейчас. Все персонажи, по излюбленной отечественной традиции, не высовываются и ради денег (небольших), квартиры (маленькой) и славы (сомнительной) готовы пойти на любой компромисс. Москва показана клоакой столичной, Екатеринбург — клоакой провинциальной. И обрести уютное счастье возможно лишь в своей квартирке на окраине — с пивасом и на фоне ковров.

Владимир Иткин

Кадры из сериала — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
Сколько стоит отпуск в Москве с ребенком: личный опыт журналистки
Александра Исмайлова
заместитель главного редактора
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Одни боятся, другие женятся: откуда взялись мифы вокруг пятницы 13-го и что делать в этот день — объясняет нумеролог
Алина Шадрина
Рекомендуем
Знакомства
Объявления