До наступления весны осталось меньше суток, а это значит, что не за горами потепление, которое принесет не только радость, но и традиционные неприятности. Интенсивное таянье снежных покровов обнажит собачьи «мины», и мы увидим, сколько недобросовестных кемеровчан считает, что убирать за собакой — не царское дело. Для того чтобы понять, как с этим можно бороться и не станет ли это очередной борьбой с ветряной мельницей, кемеровчанка решила выяснить на законодательном уровне, кто и как должен бороться с нерадивыми хозяевами четвероногих. О результатах ее изысканий — в колонке на сайте NGS42.RU.
Прошерстив интернет с запросом «доколе будет длиться этот произвол?!», я поняла, что тема выгула питомцев в общественных местах каждую весну не теряет актуальности. Каждый год под звон апрельской капели одна часть людей негодует, другая — злобно отмалчивается, но ситуация стабильно не меняется. Я бы сказала, каждую весну оттаивает очередная порция причин для конфликта между теми, кому «наплевать» на собачьи «дела» и теми, кто устал бродить по «минным» дорогам.
Согласно законодательству, а конкретно федеральному закону № 498 от 27.12.2018 г., владельцы домашних питомцев должны:
обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
а также не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
Режим выгула собак в Кемерове также регламентируется постановлением городской администрации от 21.09.2021 № 2656 «О местах, разрешенных для выгула домашних животных на территории города Кемерово».
В связи с тем, что во дворе моего жилого дома наблюдается довольно плачевная ситуация с соблюдением гигиенических норм выгула собак, я задалась вопросом: как я могу повлиять на соблюдение законов и изменить ситуацию с выгулом в лучшую сторону и кто мне в этом может помочь.
Почему «собачий след» вообще является реальной проблемой?
Вопреки расхожему оправданию владельцев собак, испражнения питомцев нельзя рассматривать в качестве удобрения. Я нашла кучу комментариев экологов о том, что собачий кал имеет высокую химическую активность и очень медленно разлагается, поэтому растения в зоне выгула, как правило, растут медленнее или перестают вовсе.
Даже после разложения собачья кучка может стать причиной плохого самочувствия людей с аллергическими заболеваниями и астмой. Превратившись в пыль, экскременты разносятся на значительное расстояние ветром, распространяя по округе бактерии и яйца паразитов.
Экскременты на газоне уродуют внешний вид города. Несмотря на то, что городские службы ЖКХ, а также дворники при социально значимых объектах систематически проводят уборку вверенной территории, к каждому нарушителю уборщика с совком не приставишь, поэтому органические «мины» можно наблюдать в любой точке города, на газонах и в кустах, в любое время года.
Диалог с нарушителями построить невозможно, даже тактичный. В ответ, как правило, агрессия. Например, я постоянно делаю замечания гражданам, выгуливающих собак на газоне рядом с КемГУ. В лучшем случае получаю стойкое игнорирование. В худшем — хамский ответ, что гуляют, где хотят, а какашки «город» уберет. Тем временем убирает не абстрактный город с недосягаемыми чиновниками, а конкретные люди. В нашей организации, например, долгое время это делал дворник, бывший ликвидатор взрыва на Чернобыльской АЭС. Выходит, что спустя много лет после аварии продолжал ликвидировать последствия «экологических катастроф».
В обществе давно назрела потребность в формировании устойчивой культуры содержания животных в городской среде. Но кто должен озаботиться этим вопросом?
Помоги себе сам!
«Если не ты, то никто!» — сказала себе и обратилась за консультацией в главк МВД России по Кемеровской области с просьбой разъяснить, каким образом я на законных основаниях могу призвать к ответственности собаководов, нарушающих правила выгула собак.
Правоохранительные органы ответили мне, что хоть и есть нормативы по выгулу животных в городе, законодательной базы по привлечению к ответственности нарушителей этих норм нет. Вопросом соблюдения гигиенических норм придомовых территорий должен заниматься ЖЭК и администрации районов, а если меня сильно выводят из себя «неэстетичные виды», то я могу за наказанием виновников обратиться в суд.
Обращаться в ЖЭК с просьбой воздействовать на нерадивых владельцев собак так же эффективно, как просить их, чтобы сосульки не намерзали или снег на крыши не падал. Для обращения в суд нужны доказательства, желательно с фиксацией процесса нарушения: фото и видео с вероломным оправлением нужды собаки и удаляющейся с места преступления фигуры равнодушного хозяина. Еще желательно узнать Ф. И. О. и адрес нарушителя и со всеми этими знаниями и доказательствами получить начальное правовое образование по правилам обращения в суд по гражданскому делу. Квест не для ленивых, хобби не для слабонервных.
Получается, несмотря на наличие правил, доступных способов привлечения к ответственности за их нарушения нет, а поэтому вопрос о формировании культуры выгула собак в городской среде просто остается на совести владельцев собак и зависит от степени неравнодушности тех, кому надоели бесконечные «кучки» под ногами.
Собакам — место!
Я знаю несколько ответственных людей, которые постоянно убирают за своими собаками и не считают это зазорным. С таких людей стоит брать пример! Анна Иванова, биоинформатик, — пока еще редкий представитель сознательной части собаководов. Помимо того, что каждую прогулку в городе с питомцем Булкой Анна завершает «уборкой», она занимается воспитанием своей подопечной — водит на консультации к кинологам, не понаслышке знает, кто такой зоопсихолог. В разговоре с ней выяснилось, что в городе есть проблемы с содержанием площадок для выгула собак. Помимо того, что самих площадок в принципе не так уж и много, имеющиеся находятся в ущербном состоянии.
— Заборы городских площадок для выгула невысоки, и во время игр любая собака может перепрыгнуть через него, среагировав на сильный раздражитель со стороны улицы. Это обстоятельство — довольно большой риск для самих собак и для прохожих. Также у многих площадок неисправны калитки — нет возможности их плотно закрыть, и выгул без поводка в таком ненадежном месте для хозяина становится довольно тревожным занятием. Некоторые площадки для выгула находятся рядом с проезжей частью, что, при сломанных калитках и низких заборах, повышает риск происшествий с участием животных. На площадке возле Областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова есть тренировочный бум, но он наполовину разрушен, торчат щепки. Пробегая по такому буму, собака может травмироваться, загнать в лапу занозу. Было бы здорово иметь больше площадок для выгула или хотя бы облагороженные существующие, — рассказывает Анна.
Отмечу, что состояние площадок отчасти зависит от чистоплотности хозяев собак. Например, на территории уже упомянутой площадки на улице Дзержинского возле облбиблиотеки висит призыв к уборке за питомцами. А в моем дворе на площадке для выгула никаких знаков не установлено, поэтому в результате прогулок сложился ковер в коричневых тонах.
Может быть, если городские власти проявит больше внимания к улучшению условий выгула собак, у собаководов появится больше поводов проявить уважение к городу и не оставлять собачьи кучки на видных местах.
Практические выводы
Несмотря на то, что проблема «противозаконного» выгула собак в общественных местах вспыхивает каждую весну с новой силой, ни муниципалитет, ни судебные и правоохранительные органы противостоять массовым нарушениям не могут. Скорее общественная самоорганизации в виде различных волонтерских движений и акций должна сформировать устойчивое понимание, что оставлять собачьи фекалии там, где гуляют дети, стыдно!
Я знаю, что мы не можем изменить весь мир, но можем изменить что-то к лучшему в том месте, где мы живем! Поэтому я провела небольшую волонтерскую акцию: растиражировала памятки о том, почему важно убирать за собаками; расклеила их в нескольких дворах на досках объявлений, а рядом приклеила конверт с образцами биоразлагаемых пакетиков для уборки за животными. Пока осилила 4 двора, развесив таким образом 45 комплектов, но планирую продолжить причинять городу пользу. Если это поможет хотя бы в 20 случаях сделать выгул собак более экологичным, я буду рада и благодарна каждому участнику акции.
Кстати, пока расклеивала комплекты листовок и биопакетов, отметила для себя, что подъезд с собаками зимой узнать очень просто — по желтому налету на углах снежных масс на клумбах. Собачки выходят — собачки оставляют след. Так я и шла по этим следам, понимая, в каком подъезде «комплекты собачьей культуры» нужнее.
Эта история — не про желание упрекнуть за свинство, не про каплю в котел вражды между собачниками и их ненавистниками. Мне хотелось бы, чтобы эта история стала началом воплощения в жизнь идеи прекрасного будущего — идеи чистых дворов города Кемерово, где по весне подснежниками называют только цветочки.
Согласны с автором?