Екатерине Черевко двадцать один год, и с первого взгляда она ничем не отличается от других девушек. Однако ей тяжело находиться в больших компаниях, разговаривать по телефону и даже делать заказ в кафе. Всё потому что она не слышит. Тем не менее Катя очень любит снимать смешные тик-токи и петь на языке жестов. Девушка рассказала NGS42.RU, как она потеряла слух, боролась с насмешками окружающих, набрала более 350 тысяч подписчиков в «ТикТоке» и приняла себя такой, какая она есть.
«Я боялась говорить»
Родилась я совершенно здоровой, но когда мне был один год, начала сильно болеть после отравления. Меня долго лечили, но ничего не помогало. В четыре года мне поставили антибиотики, и я полностью потеряла слух. Первое время я вообще ничего не понимала. Сейчас у меня третья степень слуха (это значит, что Катя может слышать только громкие звуки, например, сигнал автомобиля. — Прим. ред.), тогда была четвертая, это считалось тяжелым нарушением (в четвертой степени человек слышит с расстояния до 1 метра или крик в уши. — Прим. ред.). Меня отправили в специальный садик для глухих и купили первые слуховые аппараты. Помню, как я впервые надела их. Звук был совсем другим, не как в жизни. Долгое время я очень комплексовала, прятала его под волосы.
В детском садике я подружилась с несколькими ребятами и научилась говорить на языке жестов, но после его окончания всё забыла. В семь лет я не пошла в школу, потому что ничего не понимала и почти перестала разговаривать. Кроме того, в моей семье велись споры, куда меня отправить. Мама хотела, чтобы я училась в коррекционной школе. Бабушка настаивала на том, чтобы я пошла в обычную, так как она работала там учительницей начальных классов. В итоге в восемь лет я стала ученицей средней общеобразовательной школы № 48 имени М. Ю. Коломина.
Я боялась говорить, потому что была единственной слабослышащей в классе. Представь, у тебя всё окружение хорошо разговаривает, а ты одна сидишь и ничего не понимаешь. На уроках меня заставляли читать, а я просто молчала, потому что знала, что плохо говорю.
С оценками всё было туго: у меня постоянно стояли тройки по диктанту, иногда даже двойки, хотя все знали, что я потеряла слух. Учителя никак не помогали, им было всё равно. Из-за этого мама хотела, чтобы я перевелась в коррекционную школу, но бабушка снова выступила против. Когда начала ходить к дефектологу, стала лучше говорить. Потом в класс пришла новая девочка, с которой мы подружились. Благодаря ей я перестала стесняться и начала хорошо учиться. Но позже она уехала, и я снова осталась с одними дураками.
По окончании школы я поступила в колледж на направление «Технологии эстетических услуг». Туда входят маникюр, татуаж, брови. На лекциях мне тоже было сложно, постоянно приходилось переписывать у одногруппников. А когда были экзамены, дома я очень долго тренировала слух, чтобы понимать вопросы.
На первом курсе я подрабатывала мастером маникюра на дому. А в ноябре прошлого года прошла курс визажиста. Слабослышащим людям очень сложно найти работу, их мало кто берет. Сейчас я нигде не учусь. Я хотела поступить в Новосибирский университет на психолога, но побоялась, что мне не понравится. А в этом году я всё же думаю это сделать. Говорят, там легко учиться — есть переводчик.
«Глухие думают картинками»
В 13–14 лет я открыла старый фотоальбом и решила найти в интернете людей, с которыми когда-то общалась. Нашла контакты одной девочки, написала: «Привет, помнишь меня?», а на следующий день мы договорились о встрече. Она пришла с друзьями из коррекционной школы, которых я не знала. Тогда я увидела, что они общаются руками, и была очень удивлена. Я попросила научить меня языку жестов, они согласились помочь. Параллельно я смотрела ролики на ютьюбе и знакомилась с людьми, которые тоже общаются языком жестов. С ними мне было интереснее, чем со слышащими, потому что те постоянно акцентировали внимание на моей речи.
Мы, глухие, часто разговариваем, иногда даже кричим. Первое время мне было непривычно, так как ребята вообще ничего не стеснялись: даже в автобусе могли свободно общаться языком жестов, а я думала: «Как же, ведь люди смотрят». Но потом и я перестала заморачиваться. Моя бабушка вообще считала, что жестовый язык — это бред и что мои глухие друзья это какие-то другие люди, с которыми не надо общаться. Потом она смирилась.
Сейчас я свободно разговариваю на языке жестов и живу в двух мирах: с глухими и слышащими, но больше общаюсь с такими, как я. Со слышащими мне тяжело находиться в компании. Они разговаривают друг с другом, а потом спрашивают: «Кать, ты что-то поняла?», я отвечаю: «Нет».
Глухие от слышащих отличаются тем, что они думают картинками и читают по губам, поэтому мне с ними комфортнее.
«Петь на языке жестов очень сложно»
Я пробовала заниматься танцами, но спустя месяц репетиций перестала ходить, потому что надо мной смеялись из-за речи. Кроме того, я очень плохо слышала музыку.
У нас в городе есть филиал организации «Всероссийское общество глухих». Там моя подруга поет песни на жестовом языке, выступает. Она предложила мне тоже попробовать позаниматься какое-то время, я согласилась. Позже туда пришли еще девочки, некоторые из них пели профессионально. Сейчас мы все очень хорошо общаемся.
На 23 февраля я вместе с остальными готовила выступление: пела на языке жестов. Потом решила поучаствовать в конкурсе «Всемирный жестовый язык». У меня неплохо получалось, тем более что я часто снимала подобные видео в «ТикТок». Но это очень сложно: нужно уметь петь плавно, красиво, отыгрывать мимикой. Победитель конкурса должен был поехать в Казань. Мы с девочками пели «Всё зависит от нас самих» Ёлки. Но выиграли те, кто исполнил песню профессионально. Мы расстроились. Почему молодых, кто поет непрофессионально, не замечают? Нам же тоже нужно развиваться.
«Меня часто называли инвалидом»
Я не хочу быть совсем глухой, когда ты не слышишь того, что происходит вокруг, а только наблюдаешь за этим. Плюсы, конечно, тоже есть. Например, можно спать спокойно, в тишине, не слушать ссоры, крики, а просто смотреть на небо и думать о хорошем. Но я хочу быть слышащей, чтобы быть как все: больше развиваться и учиться.
Минусов же очень много. Например, когда я хожу в кафе с друзьями, к нам подходит официант в маске, чтобы принять заказ, а мы его не слышим. Это очень неудобно. Приходится просить его написать свои слова в телефоне или на бумажке.
Бывало, когда я с мамой ругалась, она говорила: «Ты глухая, ты инвалид». Но потом она, конечно, извинялась. Сейчас я уже не обращаю на это внимание, а раньше мне было очень обидно. Меня часто называли инвалидом. И я спрашивала себя: «Почему это произошло со мной, почему я не слышу?» Тогда мне даже хотелось умереть. Сейчас я смирилась, что я такая, какая есть.
«Мой голос — это моя особенность»
Мой брат снимал видео в «ТикТок». Тогда я считала, что это бред, но когда начался карантин, создала свой аккаунт. Первое время я просто листала видео, смотрела тренды. Потом начала снимать тиктоки под грустные песни. Как-то раз мы с подругой в подъезде сняли один тренд и заметили, что видео набрало очень много лайков и просмотров. Мы были очень удивлены и продолжали снимать, но остальные видео всё так же не набирали.
Через какое-то время один парень предложил мне создать новый аккаунт, который он будет помогать продвигать. Я согласилась. Так постепенно я начала снимать, но не раскрывалась как личность. Когда у меня не было идей, я смотрела американские тиктоки, копировала стиль, переводила английские песни, чтобы узнать, что они значат.
На тот момент у меня было 5000 подписчиков, сейчас — порядка 300 000. Однако многие мои видео не залетали на высокие просмотры, хотя у других это очень хорошо получалось. Потом я перестала этим заниматься, ничего не хотела. А через время увидела, как популярная тиктокерша снимает разговорные видео, которые набирают большие просмотры. И я решила сделать так же. Думала, что хорошо говорю и никто не поймет, что у меня проблемы с речью. Рассказала про свою историю в школе: как я стеснялась, а потом в класс пришла девочка, с которой мы подружились. Через неделю это видео набрало много просмотров. В комментариях спрашивали: «Что это у нее с голосом?», а я не понимала, в чём дело, я же хорошо говорю. Мне было очень неприятно. Неужели всё так плохо? Но парень, который помогал мне развиваться, сказал, что у меня всё хорошо и чтобы я не обращала внимания. После этого я и стала снимать видео на тему глухоты и петь жестовым языком.
Благодаря приложению я перестала стесняться себя. Я поняла, что в первую очередь нужно себя любить, тогда и тебя полюбят. А если ты себя не полюбишь, то будешь только страдать. Поэтому я считаю, что мой голос — это моя особенность.
А почему я раньше к этому не пришла? Потому что мама мне всегда говорила, что это всё глупости, что я не смогу правильно говорить, потому что у меня плохой слух.
У меня в планах сделать гайд по языку жестов. Но недавно появилась проблема с «ТикТоком»: из-за санкций на российский «ТикТок» мои видео не прогружаются на платформу. Если так ничего и не изменится, то я возьму в аренду студию и буду работать визажистом, это мне нравится.