Около года назад теперь уже бывший мэр Кемерова Илья Середюк под взором священника заложил первый камень и капсулу времени на месте будущего нового микрорайона на Притомском проспекте. Тогда же власти пообещали, что вместо частного сектора, который долгие годы был в этом месте, появятся многоэтажки, парки, детсады и школа. Новый жилой комплекс, как сообщалось, появится к 2035 году.
Редакция NGS42.RU решила выяснить, что сейчас происходит на улицах Заречных между кварталом юстиции и спорткомплексом «Кузбасс-Арена». Как оказалось, вместо стройплощадки это место сейчас больше напоминает огромную свалку, которую облюбовали бомжи и наркоманы. Подробности — в репортаже Александра Левчука.
Со стороны Притомского кажется, что участок между спортобъектами и кварталом юстиции, огороженный синим бетонным забором, попросту заброшен — настолько сильно там всё поросло кустами и деревьями. Но стоит только съехать с асфальта на гравийку, как тут же натыкаешься на полуразрушенный дом со сгоревшей крышей. Хозяин, очевидно, устал от постоянных набегов любителей поживиться чужим добрым и сделал надпись на гараже, что дом не заброшен, но выбитые окна и разбросанные по двору предметы быта говорят об обратном.
На улицах 3-й, 4-й и 5-й Заречной домов, подобных этому, еще много. Ничего действительно ценного в них явно не найти: хозяева, у которых выкупили недвижимость, вывезли всё, что могли. Во всех строениях, как и на улице Сибиряков-Гвардейцев, сломаны печки, чтобы бомжи не могли в них жить зимой. Впрочем, заметно, что бездомным это не мешает, и они жгут костры для обогрева прямо посреди комнат, что порой приводит к пожарам.
Пластиковые бутылки, покрышки, тряпки и прочие вещи, свезенные сюда неизвестно откуда, валяются не только на участках, но и среди деревьев, в том числе у берега Томи. И это несмотря на предупреждение, что территория находится в водоохранной зоне. Весной, когда река поднимается, вся эта грязь уносится вниз по течению.
Но больше всего поражает не грязь и хлам повсюду, а виды на город. На фоне развалившихся домов частного сектора красуются крыши спорткомплексов, высотки «Кемерово-Сити», арбитражный суд, купола церкви и новенькие здания кварталов юстиции. Несколько лет назад, при бывшем губернаторе Амане Тулееве у горожан были похожие чувства после запуска программы обновления фасадов зданий. Тогда с лицевой стороны на кемеровчан смотрели свежеокрашенные стены с пластиковыми окнами, но стоило зайти внутрь, и взору открывались потрескавшиеся от времени и непогоды кирпичи, заросшие травой площадки и убитые дворы. Как говорили тогда в народе: «Губы накрасили, а ботинки в грязи».
Улицы пустые, лишь изредка попадаются прохожие, которые стремительно скрываются, как только замечают фотоаппарат. Позднее, после беседы с местным жителем станет понятно, что это, скорее всего, наркоманы, которые пришли или забирать запрещенные вещества из закладок, или дилеры, ищущие места для сброса «клада».
Двигаюсь дальше и встречаю еще с десяток домов различной степени разрушения. Есть как и довольно хорошие с виду, крепкие строения из кирпича, так и завалюшки с гнилыми полами и обвалившимися крышами. Объединяет их отсутствие окон. Там, где они были пластиковые, зияют дыры, а у старых, сделанных из дерева, выбиты стекла.
В последнем доме по одной из улиц встречаю местного жителя. 66-летний Александр прожил здесь большую часть жизни — переехал на Заречную еще первоклассником. Он рассказывает, что сейчас тут живут не больше пяти-семи семей, которые еще не получили деньги от застройщика.
— Народу тут было когда-то много. Мы детьми на поляне в футбол играли двумя полноценными командами по 11 человек в каждой. Теперь почти никого не осталось. Там и там (машет в стороны. — Прим. автора) бомжи живут, много наркоманов, закладки тут делают, а полиция их постоянно гоняет, — рассказывает пенсионер.
Денег, которые ему должны выплатить, может хватить на вполне хорошую двухкомнатную квартиру в левобережной части Кемерова, но когда это будет — неизвестно. По словам мужчины, городские власти уже дважды судились с застройщиками из-за того, что те хотели выплачивать маленькую компенсацию собственникам недвижимости.
Он добавляет, что хоть по факту Заречка и забыта всеми, экстренные службы сюда приезжают исправно. Когда по зиме загорелся один из заброшенных домов, пожарные оперативно приехали и потушили его, сразу сказав, что строение явно специально подожгли. Кто и зачем? Неизвестно.
Единственное обитаемое место — лодочная станция и клуб «Чайка», обнесенная забором от посторонних глаз. Территория вокруг нее тоже довольно удручающая — всюду стоит заброшенная и разваливающаяся от старости техника, на которой под наблюдением взрослых играют дети.
Неподалеку есть площадка для детей, попав на которую кажется, что оказался в некоем городе-призраке типа Припяти. Видно, что качели и скамейки до недавнего времени еще использовали, но теперь они исчезают в зарослях разросшихся кустарников.
Район сейчас похож на одну большую свалку. В разбитых домах, помимо остатков мебели, очень часто встречаются консервные банки с соленьями и вареньями. В некоторых постройках стоит неимоверная вонь из-за остатков продуктов, которые гниют на жаре. Видно, что здесь еще недавно обитали бомжи, но из-за этого запаха они, вероятно, были вынуждены найти себе для жилья соседнюю, более-менее целую постройку.
Редакция NGS42.RU обратилась в пресс-службу «СДС-Строй» с вопросом, когда начнутся строительные работы, к моменту публикации ответа не поступило.