Город Уехать нельзя остаться Семья с подростками-двойняшками переехала в Калтан из мегаполиса в Казахстане — зачем им это

Семья с подростками-двойняшками переехала в Калтан из мегаполиса в Казахстане — зачем им это

Несмотря на все трудности, Фоменко-Страмбовские счастливы, что теперь живут в России

Любовь с супругом Юрием

За три последних года в Кузбасс приехали по госпрограмме переселения соотечественников 6500 человек. В их числе и семья Фоменко-Страмбовских. Минувшей зимой они оставили жизнь в Казахстане и перебрались в Россию. В качестве нового дома Любовь с мужем Юрием и двумя детьми выбрали Калтан. Мальчики уже окончили восьмой класс, а их мама устроилась в одну из школ социальным педагогом. Свою историю переезда Любовь Страмбовская рассказала NGS42.RU.

Госпрограмма переселения соотечественников, проживающих за рубежом, действует в России уже несколько лет. При переезде из своей страны проживания участник программы получает материальную помощь. В Кузбассе размер пособия составляет 20 000 рублей участнику госпрограммы и 10 000 рублей члену его семьи. С начала 2023 года в Кузбасс по этой программе переселились 214 человек, в МВД ожидают, что до конца года около 600 соотечественников переедут в Кузбасс.

Любовь Страмбовская приехала в Калтан из крупного казахского мегаполиса Шымкент. Вместе с ней в Кузбасс перебрались муж Юрий, 14-летние сыновья-двойняшки Михаил и Георгий, а также жена брата с двумя детьми. К переезду семья Фоменко-Страмбовских готовилась пять лет — собирали необходимые документы и копили деньги.

Наша собеседница объясняет, что среди причин для переезда было желание вернуться на историческую родину. Повлияли на решение и январские события 2022 года, когда в Казахстане происходили беспорядки, и изменение политической обстановки. Женщина отмечает, что ее беспокоило будущее детей, которым она хочет дать всё самое лучшее.

Шымкентский Дендропарк

В июле прошлого года Любовь и ее близкие получили свидетельства участников госпрограммы переселения соотечественников и уже зимой перебрались в Калтан. Место выбрали не случайно — тут живут родственники, которые помогли семье адаптироваться.

— У меня мама родом из Малышева Лога (микрорайон Калтана. — Прим. ред.). Вернулись к корням, так сказать. У мужа родители с Урала, но так как они умерли, мы приехали к моим родным. Переехать давно собирались, документы долго собирали, долго не принимали в посольстве. То одну справку нужно было, то другую. Но по программе проще, даже с документами. Дети спокойно к переезду отнеслись. И здесь влились в коллектив, может, потому что их двое, им проще. Проблем не возникло. Мы приехали в декабре, после новогодних праздников сдали документы и 22 июня 2023 года получили паспорта. Было очень приятно, — рассказывает Любовь.

В Калтане женщина оказалась не впервые — еще до переезда, в детстве, она гостила вместе с братом летом у родственников. Любовь говорит, что за это время много старых домов снесли, а на их месте построили девятиэтажки. Появилась и новая школа, при этом в нескольких поселках возле Калтана учебные заведения закрыли. Но, как отмечает Любовь, детей забирает специальный автобус, который отвозит их на учебу. Такого в Шымкенте не было.

— В Казахстане если куда-то ехать, то мы [родители] заказывали от школы автобус. А здесь школа созванивается с автопарком, и автобус в любое время предоставляется. Это, конечно, большой плюс. Очень много кружков для детей школьного возраста — спортивных, творческих, гуманитарных, — рассказывает Любовь.

Жительница Кузбасса добавляет, что после переезда ее сыновья пошли в 8-й класс, а в свободное время занимались боксом. Сейчас их тренер в отпуске, поэтому мальчики отдыхают, например, ходят купаться на речку, в кино и театр по «Пушкинской карте», посещают городские мероприятия. Еще до начала летних каникул дети узнали, что школа предоставляет рабочие места с 14 лет, и загорелись идеей заработать деньги. Но, так как семье нужно было оформлять документы, трудоустроиться у мальчиков не получилось.

— Заранее устроить детей мы не могли — им исполнилось 14 лет только недавно. В Казахстане такого нет, или я с этим не сталкивалась. Там официально работать можно с 18 лет, — поясняет наша собеседница.

Любовь устроилась в школу социальным педагогом и проработала четыре месяца — до окончания учебного года. Эта должность оказалось ей не по душе. В Казахстане женщина работала учителем начальных классов, поэтому в ближайшее время рассчитывает вновь обучать малышей читать и писать. Тем более что об этой работе Любовь мечтала с пяти лет и до сих пор о своем выборе не пожалела.

— У меня в семье много педагогов, причем именно учителей начальных классов — папины сестры двоюродные, сестра мамы, свекровь. <...> Устроиться на такую же должность в середине года сложно, поэтому пошла соцпедагогом, но я поняла, что это не мое. Для такой работы должен быть другой склад характера. Будучи соцпедагогом, сталкиваешься с неблагополучными семьями, мне было очень тяжело морально от невозможности помочь педагогически запущенным детям. С малышами мне легче, так как они стремятся познавать мир, школа для них очень интересна. И я стараюсь в своей работе «подогреть» их любознательность, приобрести уверенность в себе и получить необходимый багаж знаний. У меня выпуск был [когда работала учителем начальных классов в Казахстане] очень большой — 37 детей, а до этого — 45. И мне было легче с этими 45 детьми работать, чем четыре месяца соцпедагогом, — добавляет Любовь.

Муж нашей собеседницы работает инженером. В Казахстане он был хорошим работником, поэтому, когда уехал в Россию, его не уволили — надеялись, что вернется. Поэтому прежде, чем трудоустроиться в Кузбассе, Юрию пришлось ненадолго вернуться в Шымкент. Но уже в начале августа он начал работать на одном из предприятий Калтана.

Любовь отмечает, что если супруг в зарплате особо не потерял, то она ощутила значительную разницу. Работая учителем начальных классов в Казахстане, Любовь получала около 40 тысяч в пересчете на российские рубли. В Калтане же в качестве социального педагога выходило около 15 тысяч рублей. При этом цены в России оказались выше.

— Цены в Калтане побольше на продукты, а особенно на коммунальные услуги. В Казахстане сейчас цены тоже поднялись, не могу объективно сравнивать, — отмечает Любовь.

Еще одним отличием стала система образования. Например, в России у младшеклассников преподают окружающий мир, а в Казахстане эти темы поделены на два предмета — познание мира и естествознание. Но самое большое различие — в учебниках истории и географии.

— Мы когда приехали, дети столкнулись с тем, что одни и те же исторические события и факты по-разному описаны. И даже не так, как мы учили в школе, — говорит Любовь.

Единственное, по чему Любовь с семьей сильно скучают, — друзья, оставшиеся в Казахстане. Но они общаются в соцсетях и мессенджерах. Наша собеседница рассказывает, что когда близкие узнали о переезде, то отреагировали по-разному. Кто-то поддержал, а некоторые напоминали, что в Сибири холодно. При этом многие из друзей Любови тоже планируют переезд в Россию.

— Все говорили: «Как вы поедете в Сибирь, там же так холодно!» Не знаю, сколько здесь живу, мне жарко. Шымкент — южный город, там температура летом доходит до +50… +55 градусов. Я там летом даже на улицу толком не выходила, только кондиционером спасались. А здесь, в Калтане, когда идут дожди, душновато, зато ночью прохладно. Зимой, когда было -20… -25 градусов, мне было очень хорошо. Здесь мороз сухой, зима как зима. Там температуры зимой ниже -5 градусов практически не бывает. И вот представьте: снег выпал — растаял, выпал — растаял. Были зимы, когда снега не было в принципе. Здесь дети первое время с ума сходили, купались в снегу — столько снега в осознанном возрасте еще не видели, — вспоминает женщина.

Двойняшки Страмбовские в 2020 году

В Казахстане семья Фоменко-Страмбовских жила в одном из крупнейших промышленных, торговых и культурных городов республики. Поэтому после переезда в маленький Калтан, где живет чуть больше 29 тысяч человек, семья столкнулась с ограничениями.

— Может быть, потому что мы приехали из миллионника Шымкента в маленький город, возникают неудобства. Например, транспорт ходит строго по расписанию, — говорит Любовь.

Более серьезный недостаток Калтана связан с медициной — в городе нет узких специалистов. Любовь рассказывает, что она аллергик и после переезда ее состояние ухудшилось. С аналогичной проблемой столкнулись сноха и племянница. Девочке даже пришлось вызывать скорую. С чем это связано, Любовь точно сказать не может. Однако обратиться к аллергологу в Калтане невозможно — его просто нет.

— Вот мне лично нужен аллерголог. Это только в Новокузнецк ехать. Допустим, у мамы проблемы с сердцем, здесь кардиолога тоже нет. Только Новокузнецк. Зато здесь для детей очень много всего сделано. В этом плане я, можно сказать, восхищена — и секции спортивные на любой выбор, и бассейн в школе. У нас через дом есть Дом искусств, там танцы, музыка, рисование. Очень много для развития детей, и всё в шаговой доступности. Это мне очень нравится, — находит минусы и плюсы наша собеседница.

При этом наша героиня отмечает, что для взрослых развлечений в Калтане совсем немного. В свободное время Любовь и ее супруг Юрий гуляют с детьми, ходят в кино и музеи или занимаются работой. Женщина, как правило, готовит методический и наглядный материал для работы, а ее муж занимается инженерными проектами.

За время жизни в России семья успела побывать в Новокузнецке, Кемерове и Новосибирске. В будущем планируют продолжить путешествовать по России.

Несмотря на все сложности, Любовь говорит, что вся семья очень рада переезду. Возможно, в будущем они переберутся в город побольше. Но пока Фоменко-Страмбовские остаются в Калтане.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства