С приходом потепления кемеровские дороги наводнили мотоциклы, мопеды и скутеры. ГИБДД сетует на то, что многие водители двухколесной техники ездят без прав и номеров, садятся за руль пьяными, мешают людям спать и игнорируют требования сотрудников ДПС. Мотохулиганов периодически ловят и наказывают, но те зачастую сами находят в работе инспекторов незаконные действия — «разбор полетов» доходит до кабинетов прокуратуры. За кем правда, попытался выяснить корреспондент НГС.НОВОСТИ.
18 апреля на Притомской набережной, там, где часто собираются кемеровские байкеры, завязался конфликт мотоциклиста с инспектором ДПС. 26-летний владелец Honda XR Павел Люкин утверждает, что сотрудник ГИБДД схватил его на ходу за одежду и уронил вместе с мотоциклом на асфальт. «Выхожу из «Подорожника» — чуть дальше стоит машина ДПС. Я подошел к своему мотоциклу и поехал, то есть никакого конфликта не было, ничего такого. Собственно, он должен был мне махнуть жезлом или рукой в любом случае.
По словам Павла, он получил травму колена и вызвал «скорую помощь», но экипаж ГИБДД перекрыл «неотложке» дорогу — от нарушителя требовали подпись в протоколе.
В ГИБДД Кузбасса утверждают, что поводом для остановки Люкина стали нарушения ПДД. «У мотоцикла отсутствуют регистрационные знаки, что является нарушением п. 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Гражданин отказывается предъявить документы на транспортное средство, что не дает возможности установить право собственности на мотоцикл», — прокомментировали в пресс-службе ГИБДД. Действия стажера ДПС, который отобрал у владельца ключи зажигания, в ГИБДД обосновали тем, что это было сделано «для пресечения возможных попыток скрыться с места разбирательства».
Часть конфликта записали на видео и выложили в интернет свидетели. Поскольку само падение байкера в ролике не запечатлено, в ГИБДД этот момент не комментируют.
С 28 апреля по 25 мая ГИБДД проводит в Кузбассе операцию «Байк»: экипажи ДПС усиленно контролируют места, где по вечерам собираются кемеровские мотоциклисты, и пристально следят за водителями без мотошлемов и госномеров. «Есть уже результаты — и постановки на штрафную стоянку, и устранения от управления, и всякого рода задержания», — сказал начальник областной ГИБДД Александр Реветнев. По его словам, мотохулиганы создают на дорогах «не очень хорошую картину», в частности, люди недовольны тем, что по ночам шумные мотоциклы мешают им спать. В прошлом году кемеровчане даже жаловались на громких байкеров в виртуальную приемную губернатора Амана Тулеева.
Представители организованного мотосообщества объясняют напряженность ситуации не только наглостью мотохулиганов. «Огромные продажи мототехники, китайской в том числе, спровоцировали ситуацию, что техника стала легкодоступна, но при этом она не подлежит учету. То есть ребята продают китайские мопеды 200-кубовые без выдачи ПТС. Второе — нужно создать среду для мотоциклистов, где они были бы у дел — сделать мототрек, например», — прокомментировал председатель кемеровского мотоклуба «Феникс» Михаил Носков.
По данным ГИБДД, статистику ДТП в Кемерово этой весной пополнили 7 мотоаварий с 10 пострадавшими. Одной из резонансных аварий стало падение 24-летнего водителя мотоцикла Racer на пересечении пр. Шахтеров с ул. Терешковой — он ехал без прав, номеров и мотошлема и, уходя от преследования двух экипажей ДПС, вылетел на трамвайные рельсы. В ГИБДД подтвердили, что гнались за нарушителем, и утверждают, что травм ни он, ни его пассажир, который тоже был без шлема, не получили. На вопрос, имеют ли право сотрудники ДПС преследовать скрывающегося мотоциклиста, начальник ГИБДД Кузбасса Александр Реветнев ответил: «А почему нет? В пределах соблюдения всех мер предосторожности.
А как мы преследуем других нарушителей? Ну так они и будут убегать от нас — махать ручкой и продолжать».
По мнению байкера Михаила Носкова, проблему надо решать не на уровне «гаишники — байкеры», а на уровне законодательных органов. «Налоговые ставки, на мой взгляд и на взгляд цивилизованного мотосообщества, непомерно высоки в Кемеровской области и не соответствуют ставкам того же Томска или Новосибирска.
Не мешало бы снизить ставки, и большое количество мотоциклистов с удовольствием поставили бы мотоциклы на учет», — говорит байкер.
На сегодняшний день в Кемеровской области ставка по транспортному налогу на мотоциклы и мотороллеры мощностью выше 50 л.с. составляет 50 руб. за каждую лошадиную силу, тогда как в соседнем Новосибирске максимальная ставка — 10 руб., а в Республике Алтай — 5 руб. за каждую «лошадку» мотоцикла. Осенью прошлого года глава ГИБДД Кемерово Игорь Горымов после встречи с представителями мотоклубов обращался в мэрию с просьбой инициировать в Кузбассе снижение транспортного налога на мотоциклы. «Я считаю, что это правильно. Используя мотоциклы 3–4 месяца в году, платить такие налоги я не вижу смысла», — заявил тогда Горымов, но на его обращение власти не отреагировали.
Конфликтующий с ГИБДД Павел Люкин не отрицает, что ездит без номеров, и даже готов платить штрафы, если попадется, но при этом готовит в прокуратуру жалобу на сотрудников ГИБДД.
«Не столько сумму взыскать, сколько я хочу, чтобы наказали виновного инспектора», — пошел на принцип мотоциклист.
На сегодняшний день в Кузбассе зарегистрировано 75 тыс. единиц мототранспорта. Сколько байкеров ездят без номеров, неизвестно даже примерно. В ГИБДД между тем готовят для погонь за нарушителями мотопатруль на двух австрийских мотоциклах KTM и ждут, когда закон обяжет скутеристов сдавать на права категории «М».
Юрий Левичев
Фото автора
Видео — pavel vice с youtube.com