За последние 30 лет сфера такси изменилась до неузнаваемости. Например, в 90-е годы крыши машин красили в красный цвет для того, чтобы обозначить, что автомобиль принадлежит таксисту. Пассажиры тогда ловили такси, голосуя на дороге. В начале двухтысячных такси можно было вызвать, позвонив по номеру телефона. Сегодня машину можно заказать через специальные приложения.
NGS42.RU поговорил с кемеровским таксистом Андреем Столяровым, который 17 лет возит пассажиров. Мужчина рассказал, почему хотел открыть собственную кондитерскую, а стал таксистом, как благодаря работе водителем познакомился с будущей женой и почему даже не рассматривает сейчас другую сферу деятельности. А еще мужчина раскрыл несколько секретов нечестных заработков его коллег-таксистов.
— Я начал работать еще в 2005 году, когда не было никаких приложений, такси заказывали или по телефону, или ловили машину. Я тогда чаще всего работал возле вокзала — подбирал приезжих. В то время уже не было «блатных заказов», когда возле аэропорта и вокзала могли стоять только определенные таксисты — те, у кого были связи в криминальном мире. Хоть 90-е тогда уже остались позади, не могу сказать, что работать было спокойно. Так как оплата была только наличкой, часто происходило так, что я довозил людей, а они говорили, что у них нет денег, но они сейчас сходят, возьмут и вернутся. И не возвращались. Получалось, что я, например, от швейки и до бульвара Строителей довозил за просто так, даже не за спасибо, — рассказывает наш герой.
До 2008 года Андрей не устраивался официально таксистом — работал на себя. По словам мужчины, ему не хотелось делить выручку с таксопарком, потому как не всегда удавалось много заработать. Чаще всего, отмечает собеседник, водители выходили в минус из-за недобросовестных клиентов.
— Это сейчас можно в приложении пожаловаться на клиента и получить за это больше заказов, которые оплачиваются вдвойне. Тогда такого не было: если остался без денег, это твои проблемы, всё равно плати столько, сколько должен таксопарку. В начале 2000-х таксопарку за 12-часовую смену нужно было отдавать в среднем тысячу. Конечно, так было невыгодно. Моим знакомым, которые работали на таксопарк, приходилось порой работать по 15–17 часов, чтобы выйти в плюс себе. Приложения начали работать где-то в 2013–2014 годах. Тогда проще стало: не было уже никаких путаниц с заказами и если возникали какие-то проблемы с клиентом, то через службу поддержки всё решали. Поэтому сейчас, конечно, работать — одно удовольствие.
Кемеровчанин объяснил, что работать таксистом его побудило желание открыть свое дело. По словам мужчины, этот вид заработка ему подсказали друзья, которые «бомбили» по ночам.
— Таксовать я начал сразу после пищевого техникума. Мне тогда было 20 лет, я только выучился на пекаря-кондитера. Я мечтал купить хорошую печь и для начала выпекать торты дома, а уже потом открыть небольшую кондитерскую. Сначала всё шло как надо. Я таксовал каждый день и стабильно зарабатывал не меньше двух тысяч. Год я так поработал, скопил на стартап и начал делать торты на заказ. В общем-то, у меня неплохо всё пошло: спрос увеличивался благодаря сарафанному радио, и я уже подумывал через полгода искать помещение под кондитерскую. Но как-то не вышло.
В 2007 году в квартире у Андрея произошел пожар — замкнула проводка. Денег, которые он скопил, делая торты на заказ, хватило только на то, чтобы снимать квартиру и покупать продукты. Так как нужно было еще и делать ремонт в сгоревшей квартире и покупать мебель, он снова пошел таксовать.
— Здесь я уже решил, что это судьба — крутить баранку. В 2008-м я устроился официально и так с тех пор не выпускаю руль из рук. Жена даже ругается, что я машину люблю больше ее (смеется). А как не любить это дело? Я ведь сам контролирую свой заработок: захотел — на отпуск в Сочи накопил, захотел — на подарок жене. А захотел — устроил себе несколько дней выходных. Конечно, если машина сломается, то и работа встанет. Но я за рулем с 14 лет: меня отец научил водить машину, как только я получил паспорт. Он мне сказал: есть машина — есть и хлеб, как в воду глядел. Я уже и не представляю себя в другой профессии, для меня вождение уже как смысл жизни.
Андрей отмечает, что таксование позволило ему не только заработать, но и встретить свою любовь. Наш собеседник поясняет, что когда он только начал работать таксистом, то плохо ориентировался в городе, так как родился и вырос в Белове. Из-за того, что навигаторов тогда не было, приходилось изучать город прямо во время работы — дорогу чаще всего подсказывали сами пассажиры.
— Одним из таких вечеров, когда я еще находился в процессе изучения города, я проезжал мимо фонтана. Смотрю, стоит девушка в легком платье, а на улице уже было довольно холодно. Я остановился, предложил подвезти. Она так высокомерно посмотрела на меня и сказала, что подождет транспорт. Я ей говорю: «Автобусы уже не ходят, ты здесь быстрее замерзнешь, чем куда-то уедешь». Она с таким же высокомерием посмотрела на меня, но села. Оказалось, что ей нужно было на Ленинградский, но точный адрес она не знала, а только помнила, что находится рядом. В поисках нужного дома мы прокатались около двух часов. За это время мы успели познакомиться и даже обменялись номерами телефонов. Аня мне сразу понравилась, и я позвонил ей на следующий день, предложил погулять. С тех пор мы и не расстаемся.
По словам Андрея, во время работы ему удается совместить приятное с полезным: между заказами кемеровчанин изучает иностранные языки.
— В школе к концу девятого класса я уже спокойно говорил на немецком, мы тогда этот иностранный язык изучали, и еще со словарем мог общаться на французском, его я учил самостоятельно. Потом началась работа, семья, дети — и как-то всё не до изучения языков было. Где-то год назад я решил, что хочу снова учить языки: скачал аудиоуроки и, пока еду до клиента, слушаю их. Сначала я восстановил в памяти немецкий и французский: слушал книги, а сейчас учу английский, в планах испанским заняться. С возрастом да и без тренировок мои лингвистические способности притупились (смеется), но было бы желание, а выучить я еще много языков смогу.
Плюсом в таксовании наш собеседник считает и то, что такая работа позволяет каждый день встречать разных людей.
— Надо сказать, что, работая таксистом, ты невольно становишься психологом и уже понимаешь, с каким человеком можно приятно поговорить, а с каким просто помолчать. Мне обычно везет на творческих людей. Часто подвожу музыкантов, актеров или художников. Вез как-то студентку, которая на актрису учится, так она мне Маяковского читала, пока мы в пробке стояли. А дедушка однажды подарил книгу со своими стихами.
Мужчина отмечает, что бывают и трудные пассажиры, но чаще всего все ситуации удается урегулировать.
— Из Топок подвозил в кемеровский клуб троих выпивших парней. Когда мы приехали, они отказались платить. Я не стал с ними спорить, а уехал, не сказав, что в машине они забыли ключи от Lexus. На следующий день парни позвонили мне. Мы встретились, я отдал им ключи, а они извинились и даже заплатили в двойном размере. Но это единичный случай. Обычно если клиент грубит и не платит, то он элементарно и не извинится потом.
Андрей в качестве полезного бонуса рассказал, что делают его коллеги в погоне за выручкой.
— Сейчас стало почему-то престижно отмечать в заказе, что ты уже на месте, а на самом деле только в пути и приедешь минут через 5–7. Клиент из-за этого доплачивает, потому как у водителя-то в программе стоит «ожидание пассажира». В итоге таким нехитрым способом можно заработать сверху еще рублей 100–200 за день. А еще, бывает, таксисты отмечают в заказе, что клиент, например, нахамил. Тогда водителя жалеют и в качестве бонусов подкидывают больше прибыльных заказов.
Наш собеседник отмечает, что сам не видит смысла как-то изворачиваться, чтобы больше заработать. Мужчина поясняет, что и сам сможет увеличить выручку, — достаточно больше работать.
— По сути, таксист — это такая же профессия, как, допустим, врач или учитель. Я считаю, если ты выбрал работу, то будь добр добросовестно ее выполнять. А иначе зачем ты вообще шел в эту сферу? Если работать, то честно, когда ты по совести всё делаешь, то и работа отплачивает тебе той же монетой.
Ранее NGS42.RU рассказывал, как кемеровские таксисты выбирают пассажиров и за что «роняют» их рейтинг.