Страна и мир Город без тормозов

Город без тормозов

Родина графа Монте-Кристо, Зинедина Зидана и сериала «Такси» — от романтических ресторанов на берегу до районов, куда даже днем лучше не соваться  

Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки» не смог прочитать лекцию «Нью-Йорк — город контрастов», потому что не был в Нью-Йорке. Деятельная управдом тогда предложила заменить Нью-Йорк на Стамбул, но куда лучше для этой концепции подошел бы Марсель (где Горбунков, судя по его словам, тоже был). И действительно, трудно найти другой европейский город, в котором бы так близко сосуществовали сразу несколько разных миров.

Патриоты Марселя любят между делом заметить, что, дескать, город их «старше, чем Рим». Это не совсем так — города эти практически ровесники. Впрочем, понять, что ты находишься в таком древнем месте, оказавшись в Марселе, едва ли возможно — здесь не сохранилось не то что античных амфитеатров, но даже какой-нибудь скромной древнеримской колонны, хотя такого добра хватает по всей Франции. Но Марсель — слишком живой, слишком переменчивый и не особенно богатый город, чтобы бережно хранить древности. Тем не менее, действительно, город Массалия был основан финикийцами еще 600 лет до нашей эры. По легенде, глубокая скалистая бухта (здесь их называют каланки) с окрестностями была дарована вышедшей за финикийца дочери лигурийским царем в качестве приданного.

Сегодня Марсель (кстати, по-французски его название произносится как Марсей) — это один из самых крупных французских городов и, одновременно, наименее популярное место у туристов. Конечно, их здесь хватает, но почти все они остаются в районе Старого Порта (в который превратился за эти 2600 лет старый каланк) да пары-тройки достопримечательностей. Стоит уйти чуть в сторону, и перед вами обычный город, живущий своей жизнью. Более того, если не ходить с фотоаппаратом наперевес, то вы легко сойдете здесь за своего. Просто потому что своим здесь может оказаться кто угодно.

Крупнейший французский порт издревле был воротами, через которые в страну попадали эмигранты. Район Панье и сегодня куда больше похож на Италию, чем на Францию: белье, которое сушится на натянутых между узкими уличками, шумные жители, которые переговариваются с соседями, высунувшись в окно. В начале XX века именно в Марсель прибыли потоки беженцев-армян, спасавшихся от турецкого геноцида (и просто искавших более уютное место для жизни). До сих пор почти 80 тыс. жителей Марселя считают себя армянами. За ними пришли выходцы из Северной Африки. И сегодня Марсель, наверное, единственный крупный французский город, в котором эти национальные заведения, заполненные выходцами из стран Магриба, в изобилии присутствуют не где-то в своем квартале, а прямо в самом центре — на проезде Бельзанс. В последнее время, впрочем, «арабов» теснят выходцы из Юго-Восточной Азии — их магазинчиков и закусочных все больше появляется в узких улочках, расходящихся от Старого порта.

Главная достопримечательность Марселя — это, конечно, знаменитый замок Иф, тот самый, куда бросили по несправедливому обвинению молодого помощника капитана Эдмона Дантеса и откуда он вышел одержимым жаждой мести графом Монте-Кристо. Точнее, выплыл, поскольку замок расположен на одноименном островке у входа в бухту. Сегодня добраться до него не представляет никакого труда — небольшой кораблик совершает регулярные рейсы из Старого порта, с заходом на более крупный остров Фреуль. От острова Иф до берега всего около 1,5 км, так что не совсем понятно, куда так долго плыл сбежавший узник одноименного замка в романе Дюма. Сам замок, кстати, очень невелик. Что неудивительно — изначально его строили как морскую крепость, однако военная актуальность его отпала почти сразу же после завершения строительства, после чего этот специфический объект недвижимости приспособили под тюрьму.

Марсель состоит из очень разных частей, которые непонятно как вообще уживаются в одном городе. Центр города с его величественными, но местами обветшавшими домами XIX века напоминает потертого, обедневшего, хотя сохранившего достоинство джентльмена. Здесь можно встретить совершенно невозможные в остальной Франции примеры, когда дом отремонтирован только в той части, которую занимает арендатор (магазин или ресторан), причем отремонтирован только до второго или третьего этажа. А выше — серые, в разводах стены и выбитые окна.

Дальше от берега находятся печально известные Северные кварталы — районы, застроенные бетонными многоэтажками, которые политкорректно называются «жильем с умеренной арендной платой» (HLM — Habitation à Loyer Modéré) — аналог российских хрущевок. Их даже строили примерно в одно и то же время и с той же самой целью — побыстрее расселить тех, у кого нет денег ни на что другое. Здесь вполне реально нарваться на неприятности даже днем. Именно в одном из местных домов, кстати, родился знаменитый французский футболист (а сейчас тренер) Зинедин Зидан.

И совсем другой Марсель расположен на склонах, обращенных к морю. Южные кварталы застроены очаровательными виллами, с уютными садами и солнечными террасами. Здесь расположены дорогие рестораны и благоустроенные пляжи (если проехать чуть дальше на восток). Правда заборы и здесь предпочитают строить повыше, а сверху украшать торчащими во все стороны кусками битого стекла и колючей проволокой.

Главная улица южных кварталов — Корниш Президента Фицджеральда Кеннеди, который тянется вдоль обрывистого берега (именно он и называется здесь «корниш»). Его живописные изгибы не раз засветились в кино, но чаще всего они появлялись в сериале «Такси», где герой Сэми Насери вез пассажиров на своем крылатом авто с реактивным ускорителем. Со стороны моря Корниш дополнен широким тротуаром, по которому в любое время, кажется, бегут поклонники активного образа жизни. Их можно понять, впрочем, — это едва ли не единственная плоская дорога в Марселе.

Марсель — город с норовом, поэтому понравиться может не всем. Именно этот его независимый характер и заставляет или возненавидеть его, или влюбиться. Но даже если в самом Марселе станет скучно, его можно использовать, как отправную точку для путешествий по югу Франции. Отсюда всего полчаса езда до респектабельного Экс-ан-Прованса. Подальше, но тоже недалеко расположен древний Авиньон, в окрестностях которого можно полюбоваться цветущими лавандовыми полями. К западу от Марселя расположен колоссальный природный заповедник Камарг с его обширными озерами и болотами, по которым бродят табуны диких, не знавших седла лошадей. А на восток уже начинается Лазурный Берег с его бесконечными живописными городками, в изогнутых бухтах.

Станислав Соколов

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления