Еще не так давно Лариса Волкова из Тюмени работала на руководящей должности в сфере продаж, но душа у нее лежала к рукоделию. С каждым днем она всё больше убеждалась, что вязать свитера и создавать сумки из полиэфирного шнура ей нравится гораздо больше, чем с утра до ночи решать вопросы в большой компании.
Сначала мастерица создавала красивые вещи и аксессуары в основном только для себя, постепенно появились заказчики. О своем увлечении, переросшем из хобби в нечто большее, она рассказала нашим коллегам из 72.RU.
Любовь к вязанию, первый свитер и машинка с японским характером
— В детстве я часто отдыхала на каникулах в деревне, где вязали все кому не лень. У бабушки было много спиц и крючков, деревянная прялка ручной работы. По сути, она меня не учила вязать: я просто сидела рядом и наблюдала, появился интерес. Дальше в ход пошел роспуск [вязаных] вещей, которые я потом перевязывала во что-то другое, — вспоминает Лариса.
Первой самостоятельно связанной вещью, которая поселилась в гардеробе Ларисы, стал модный тогда берет из разноцветной пряжи. Среди сверстниц этот головной убор произвел фурор.
— На тот момент я училась в классе пятом, наверное. С цветной пряжей тогда был дефицит: достать было очень сложно. Берет мой вызвал просто феноменальный восторг в школе. Девчонки начали приносить мне клубочки пряжи, и я начала им вязать за конфетку или шоколадку. Первый раз взяла в руки крючок классе в седьмом: связала себе кофту. К окончанию школы уже вязала на заказ, — продолжила рассказ мастерица.
Тогда это не приносило серьезных доходов, скорее, это были скромные денежные награды за ручной труд. Но Ларисе было важнее то, что вязание приносит ей удовольствие. И радость от того, что кто-то получил авторские вещицы, которых больше нет ни у кого.
Следующим шагом стало появление вязальной машинки. Это стало необходимостью: количество заказов начало стремительно расти.
— Первую машинку я даже не купила, мне ее подарили. Я год, наверное, ходила вокруг нее, потом с помощью интернета научилась на ней вязать. Когда уже стало получаться, первые вещи, которые на ней связала, были детские — на заказ. Потом сама приобрела еще три машинки. Предпочитаю старенькие, годов 80-х, например Toyota 834. Сейчас таких в продаже почти уже нет. Они металлические, надежные, в отличие от современных, пластиковых. Такие я могу сама полностью перебрать и, если нужно, починить, — объяснила Лариса Волкова.
Увольнение по собственному желанию ради ежедневной возможности творить
Лариса совмещала вязание на заказ с основной работой, но с ростом спроса пришлось выбрать что-то одно. И она выбрала рукоделие. Хобби, которое уже начало стабильно приносить доход.
— По образованию я юрист, но так случилось, что после учебы меня затянуло в торговлю: в Тюмени как раз тогда с нуля открывался METRO Cash & Carry. Пройдя подготовку в Москве, я год проработала там руководителем. Что только не продавала: одежду, продукты и алкогольные, и безалкогольные напитки — много всего. Дальше только торговля, торговля, торговля. Окончательно на свой страх и риск я ушла с основной работы весной 2021 года, не знала, чем это всё обернется, — призналась наша героиня.
А переживать было из-за чего. Заводоуковск Тюменской области, в котором она живет, крошечный. Где найти достаточное количество заказчиков? Как завоевать их безусловные любовь и доверие? Помогла и поддержала городская администрация, которая устраивает ярмарки с товарами местных мастеров.
— Когда люди смотрят что-то в интернете — это одно, но вживую это может выглядеть совершенно иначе. Можно потрогать, покрутить в руках и принять решение — покупать или нет. Благодаря этому развитие [собственного бренда одежды и аксессуаров] пошло быстро. Полностью нашла себя, это во мне было с детства, но просто реализовать себя на 100% получилось только сейчас. Об уходе с основной работы ни капли не жалею, — заверила Лариса Волкова.
Сначала ей было сложно понять, сколько денег брать с заказчиков за свою работу. Но когда поняла, что вязанием занимается уже на профессиональном уровне, и это уже больше, чем хобби, стало проще.
— Поняла, что это моя работа, и я должна ценить свой труд. Нужно закупить материал, фурнитуру, связать вещь, но это еще не всё. Готовое изделие нужно постирать, отпарить и так далее. И когда мне говорят, что дороговато, я объясняю, из чего складывается стоимость, иногда даже снимаю видео, чтобы показать все процессы наглядно. После этого люди меняют свое мнение насчет цены и покупают приглянувшуюся вещь, — признается рукодельница.
Необычные сумки, неожиданные заказы и бандероли в Питер и Москву
По словам Ларисы, на ручную работу есть и будет спрос по нескольким причинам. Свитер, например, создается в том цвете и из тех ниток, которые нравятся и подходят заказчику. Получается предмет гардероба, который идеален по размеру и уникален по своему внешнему виду.
— Сейчас чаще всего меня просят связать платья и кофты, иногда скидывая примеры из соцсетей. На свитер, если вяжу его вручную, у меня с перерывами уходит до четырех дней, если на вязальной машинке — около двух. Кстати, многие не знают, но создавать вещи на этой машинке — сложнее, чем вручную, это не вязальный станок [где всё автоматизировано]. Сама регулирую количество рядов и петель, настраиваю, чтобы вывязать определенный рисунок, сборка деталей — уже моих рук дело, — уточнила Лариса.
Относительно недавно она начала создавать авторские вязаные сумки. Методом проб и ошибок выяснила, что лучше всего для их создания подходит полиэфирный шнур — крепкая синтетическая нить, которая не выцветает и не боится влаги. Для создания такого аксессуара, помимо самого шнура, нужен лишь крючок, ножницы, зажигалка (подпалить концы шнуров, чтобы не рассыпались) и фурнитура.
— Если вещи обычно вяжу с перерывами, то с сумками иначе: если села делать утром, заканчиваю уже поздним вечером, не отвлекаясь на что-то другое. Обычно за день успеваю закончить: заранее знаю, какой сумка будет формы, какого цвета. Каких-то невероятных просьб мне не поступало. Единственное, однажды сделала набедренную сумку для байкера. Заказчик остался доволен, — вспоминает мастерица.
Свои творения она продвигает через социальные сети, в основном это «ВКонтакте». А вот вариант продажи через популярные маркетплейсы Лариса отмела сразу и безоговорочно.
— Это нерационально. Вещь катается на складах, человек заказал, получил, через день вернул. Для [одежды и аксессуаров] ручной работы это гиблое дело. Поэтому я стала развивать страницу в соцсетях, мне начали писать из разных городов. Часто отправляю заказы в Тюмень, Москву и на Север (ХМАО, ЯНАО. — Прим. ред.), — говорит Лариса Волкова.
Отдых без отдыха и другие хобби, которые могут стать чем-то большим
— Очень часто слышу: «Ты стала работать на себя. Наверное, у тебя свободного времени море». Раньше думала также, но не учитывала, что творческий человек болен своим делом. В прошлом и позапрошлом годах я спала по четыре часа в сутки. Поэтому да, с отдыхом очень плохо. Могу себе его позволить, но крайне редко, — честно, но без сожаления призналась наша героиня.
Мысли масштабировать свой вязаный мини-бренд VLY у Ларисы были, но возникли сложности. Найти других вязальщиц, чтобы объединиться и творить вместе, не удалось, а покупку вязального станка, который бы позволил кратно увеличить количество созданных вещей, она даже не рассматривает.
— При создании вещей на станке теряется их индивидуальность. Это уже не ручная работа, а обычные изделия, которые массово продаются в магазинах, — объяснила мастерица.
Она выбрала для себя другой путь: открывать новые грани таланта, учась чему-то новому. Например, освоила кожевенное дело и теперь сумки не только вяжет, но и шьет — из кожи.
А еще этим летом Лариса отучилась на брейдера и теперь запросто может заплести необычные косы взрослым и детям. Неожиданно для себя начала выращивать на продажу комнатные растения, поставляя их в магазин. Появится ли у нее новое увлечение? Лариса считает, что, скорее всего, да. Но это уже совсем другая история.