Бизнес Что строят в Кузбассе Стройка в водоохранной зоне: разбираемся, кто и как получил землю под кафе на набережной Кемерово

Стройка в водоохранной зоне: разбираемся, кто и как получил землю под кафе на набережной Кемерово

Объект будет готов в июне 2021 года

Строительством кафе на набережной занимается компания экс-депутата Кемеровского совета Евгения Мордовина 

В октябре 2019 года на набережной в центре Кемерово началось грандиозное строительство. Судя по паспорту объекта, компания ООО «Промышленные ресурсы» затеяла возведение трехэтажного панорамного кафе прямо напротив сквера «Орбита». Тогда не все кемеровчане отнеслись к этому объекту с восторгом. Многие местные активисты до сих пор поднимают вопросы о законности строительства этого кафе. Масло в огонь подливало и то, что директор компании-застройщика — депутат горсовета. И стройку он затеял в водоохранной зоне. Да и как вообще самый лакомый кусок земли в Кемерово отдали под строительство? Корреспондент NGS42.RU разобрался, кто и когда отдал землю на набережной Томи под застройку, почему именно в 2019-м здесь начались работы и как так вышло, что сроки сдачи кафе были сорваны. Также мы впервые покажем, как будет выглядеть новое заведение в городе после завершения работ.

Чья земля?

Участок земли на Притомской набережной, где сейчас строят кафе, официально принадлежит Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса. ООО «Промышленные ресурсы» ее просто арендует. Как нам рассказали в мэрии Кемерово, договор аренды застройщик и КУГИ заключили 22 апреля аж 2010 года. Но, что интересно, председатель комитета Ольга Казаченко в ответ на официальный запрос NGS42.RU сообщила, что в КУГИ вообще нет договора № 51–01-С/10 от 22.04.2010, упомянутого администрацией города. При этом в мэрии настаивают — это действующий по сей день документ.

Ответ мэрии Кемерово на наш запрос о том, кому принадлежит земля и на основании чего там ведут строительство
Наш запрос в КУГИ
Ответ КУГИ на наш запрос 

Чтобы залатать дыры в этой бюрократической истории, мы обратились к самому застройщику. Директор ООО «Промышленные ресурсы» Евгений Мордовин согласился объяснить, с какого все-таки года он арендует у государства землю на кемеровской набережной и зачем. По его словам, история со строительством кафе началась вообще в 2007 году. Тогда Мордовин был руководителем еще одной компании — ООО «МК». И именно с этим юрлицом КУГИ заключили договор аренды. Правда, не совсем понятно, почему об этом ничего не знают в администрации города Кемерово. Позже Мордовин просто переоформил землю с одной своей компании на другую — ООО «Промышленные ресурсы».

Как рассказал Мордовин, идея строительства кафе на набережной очень стара. Обсуждалась она еще с бывшим мэром Кемерово Владимиром Михайловым. Он был главой города с 1992 по 2013 год. И еще тогда, в начале 2000-х, на набережной уже было не так много свободных земель: какие-то отдали под строительство жилых домов, а какие-то уже принадлежали горсаду. Напротив сквера «Орбита» территория оказалась свободной и наиболее подходящей для реализации идеи с кафе.

— Эту землю мне отдавал Михайлов Владимир Васильевич. Он не дурак, он не коррупционер, да ни у кого язык не повернется сказать, что он замешан в каких-то коррупционных схемах. Все понимают, что такое набережная и кому она отдается. Мы никогда этого и не скрывали. За другие построенные нами объекты в городе, мне кажется, тоже не стыдно. Они Кемерово украсили. Truffaldino, Гриль-бар 42, Чайхана 42, Port42 — они были и остаются лучшими в городе с момента открытия, на мой взгляд, — говорит Евгений Мордовин.

Он не стал скрывать: план по строительству кафе на набережной изначально был сложным и нерентабельным. Смотрите сами: в год «Промышленные ресурсы» за аренду этого участка земли платят около 600 тысяч рублей. То есть за всё время действия договора Мордовин заплатил государству почти 10 миллионов только за аренду земли. Он подчеркнул — эта территория досталась ему не бесплатно. А чтобы получить одобрение властей на строительство на набережной, пришлось постараться. Компания «МК» в лице Мордовина отремонтировала полукруглые смотровые площадки на набережной.

— Они тогда были в аварийном состоянии, разрушались, их лентами перекрывали, чтобы люди не подходили. У города денег не было, мы взялись и отремонтировали самые аварийные. И вот мы сделали доброе дело, и за это нам разрешили строить на набережной, — воспроизводит наш собеседник события почти 15-летней давности.

Так выглядела стройплощадка в феврале 2021-го
Из окна кафе открывается вот такой вид на Томь и набережную 

Строительство кафе

Евгений Мордовин с начала 2000-го работает в «Кузбассразрезугле». В 2006 году «дочка» компании — «Програнд» — начала строить ЖК «Серебряный бор» на Радуге. Как рассказывает наш собеседник, если берешься строить в городе крупные объекты, власти это замечают. Они понимают, какие есть у компании ресурсы и возможности. И тогда администрация сама идет к бизнесу и предлагает построить новые объекты, отреставрировать старые, благоустроить какие-то участки.

— Мы, конечно, не меценаты. Если просит администрация, например, сделать где-то детскую площадку, то мы делаем просто так. В рамках меценатства. Но если речь идет о каких-то крупных объектах, то тут нужно думать. Например, здание на Черняховского, 2 мы в 2007 году тоже согласились выкупить. Отдали на тот момент 62 миллиона рублей. Провели огромную работу, и теперь там стоит красивое здание (речь о ресторане «Чайхана 42». — Прим. ред.), — вспоминает Мордовин.

Он рассказал, что пустующее много лет здание дома кино «Москва» власти тоже предлагали ему забрать под свое крыло. Памятник архитектуры в самом центре города. Но, по словам Мордовина, его компания не смогла придумать, что вообще можно с этим ДК сделать. Более того: на реконструкцию этого объекта ушло бы по меньшей мере 300 млн рублей. За эти же деньги, как объясняет наш собеседник, можно построить несколько многоэтажек, продать и получить прибыль. В конечном итоге именно это и есть смысл бизнеса. Поэтому «Москва» по-прежнему пустует.

— То есть какие-то крупные объекты получает тот, кто сможет с этим справиться, а не тот, кто ничего не делает, а просто критикует. По набережной такая же ситуация. Если отдать некрупному предпринимателю, то он может перепродать землю, например. Или просто так ничего и не сделать. Мы решили за эту историю взяться, хотя она очень сложная. Там земли-то нету, там косогор. Нужно было искать техническое решение, как это всё укрепить, чтобы вся набережная у нас там не съехала. В то время там еще была территория не такая развитая. «Каравеллы» еще не было, новой гостиницы тоже не было, — рассказывает директор компании-застройщика.

Тогда же, в начале нулевых, появился первый проект нового заведения. Рисовал его, как вспоминает наш собеседник, Олег Ражев, который на тот момент был главным архитектором города Кемерово. Здание кафе напоминало теннисный волан. Тогда же были собраны все необходимые для строительства документы, сделаны градостроительное обоснование и эскизный проект. Документы даже были согласованы со всеми причастными к строительству структурами.

— Да, было нерентабельно столько лет платить за землю. Но мы все в Кемерово жили, все оттуда, все там гуляли и понимали, что кафе на набережной построить нужно. Из кафе там было только «Солдатское». Тех ресторанов, которые есть на набережной сейчас, тогда не было. Мы долго искали операторов, готовых на сотрудничество. Это очень сложный проект. Мы с владельцами разных кемеровских заведений общались, но они всё не решались вступить в это строительство. Потом к нам из Новосибирска переехал Иван Печерский. Я ему тоже показывал эту площадку. Да, она красивая, но, с точки зрения бизнеса, она очень сложная. И на тот момент он от моего предложения отказался в пользу развития своего другого заведения. Потом он открыл еще несколько ресторанов в городе. И много лет спустя я ему еще раз задал вопрос о кафе на набережной, — объясняет Мордовин.

И пока никто из рестораторов не соглашался на кафе на набережной, земля просто пустовала. Но от повторного предложения своего коллеги по бизнесу Печерский отказываться не стал. Теперь на набережной появится еще одно заведение известного ресторатора. Правда, проект кафе пришлось полностью переделать. Мордовин признается: ему самому старый не очень нравился, зато теперь на набережной Кемерово появится красивый объект.

Вот так будет выглядеть кафе после завершения всех работ 

— Я немного подсмотрел в Самаре. Там есть кафе на берегу Волги. Стеклянное, панорамное. Сидят люди, на Волгу смотрят. Красиво же. Поэтому мы новый проект сделали. У нас проектировщик кафе Стенин Михаил. Очень креативный. Мне очень нравится проект, мне кажется, кафе будет украшением города. Когда доделаем, — говорит директор «Промышленных ресурсов».

Мордовин не стал уходить и от темы строительства кафе в водоохранной зоне. Именно об этом чаще всего упоминают кемеровские активисты, говоря о незаконности строительства объекта. Наш собеседник объяснил: строить в водоохранной зоне можно, но соблюдая при этом ряд жестких правил и требований.

— У нас вся набережная, включая гостиницу «Томь», ЖК «Каравелла» и другие строения, находится в водоохранной зоне. В водоохранных зонах строить можно, но при соблюдении ряда ограничений. Например, нельзя допускать прямых стоков в реку, они должны идти или в очистные, или в центральные сети канализации. Нельзя строить СТО, заправки, например. Что же касается кафе, то при соблюдении ряда требований строить его можно, — объяснил Мордовин.

Разрешение на строительство ООО «Промышленные ресурсы» получили от администрации города Кемерово 4 декабря 2017 года. Документ действует до 15 июня 2021 года.

Почему не сдали в срок?

Судя по паспорту объекта, который был установлен на стройке в октябре 2019 года, кафе на набережной Кемерово должно было появиться до 30 ноября 2020 года. Но его строят до сих пор. Евгений Мордовин объяснил, что срыв сроков сдачи связан с несколькими факторами. Первый — сам проблемный 2020 год. Коронавирус лихо ударил не только по строительным планам, но и по общепиту. В Кузбассе с конца марта 2020 года по распоряжению губернатора прекратили работу все кафе, бары и рестораны. Свою деятельность они не могли вести на протяжении нескольких месяцев. Постепенно общепит стал приходить в себя летом того же года. Им разрешили работать, соблюдая целый список требований.

Кафе должны были сдать в ноябре 2020 года 

— Тогда все заведения общепита были закрыты и было непонятно, а что дальше будет? Это первый момент. Второй момент: мы столкнулись с техническими проблемами. У нас же набережная искусственная. По первоначальному проекту мы должны были строить на сваях. Планировали работы в зимний период провести, пока всё промерзшее. Когда начали копать котлован, поняли, что нужно стенку набережной дополнительно укрепить. Вместе с КузГТУ мы оценили риски и сделали подпорную стенку — отливали монолит. Я думал, что мы быстро это всё сделаем, но закончили только летом прошлого года. Зато надежно будет, — рассказывает наш собеседник.

Ну а третья проблема, с которой застройщик столкнулся, — это закрытие границ из-за коронавируса и, как следствие, — закрытие поставок. Строители просто не могли получить необходимый материал для продолжения работы над кафе. По словам Мордовина, доставка стройматериалов была оплачена еще летом. И все рассчитывали на то, что до конца 2020 года объект всё же удастся достроить.

— Но те же окна панорамные нам пришли только в ноябре. Мы их начали ставить. Зимой. Но это сложная история. Окна можно монтировать до -15 градусов. А в Кемерово зима выдалась холодная в этом году. Пришлось ждать. Другая сложность — это подключение к сетям. Одна компания свои обязательства в срок выполнила, другая тепло нам подала только в апреле 2021-го. Хотя по плану должна была это сделать до 1 сентября 2020-го. Но для такого объекта срок строительства 1,5 года — это нормально. Это немного. Ничего страшного, в июне этого года сдадим кафе. Сейчас там идет монтаж кухонного оборудования, отделка внутренняя идет, мебель заказана, вентиляция уже готова, — добавил Евгений Мордовин.

Проверки и нарушения во время строительства

В августе 2020 года телеграм-канал «Открытый город» разместил документ, в котором было сказано, что прокуратура проверит деятельность ООО «Промышленные ресурсы». Причиной стало заявление ООО «Экологическая защита», руководителем которой является владелец вышеупомянутого телеграм-канала. Он просил прокуратуру проверить соблюдение требований законодательства об объектах культурного наследия, градостроительного и земельного законодательства. Но вот итоги проверки почему-то в том же канале так и не появились.

Мы обратились в прокуратуру Кузбасса с официальным запросом и попросили сообщить о всех проведенных проверках, которые так или иначе касались строительства кафе на набережной Кемерово. В ведомстве нам подтвердили: обращения от местных жителей и организаций с просьбой провести проверку строительства действительно поступали.

— Прокуратурой в августе 2020 года выявлены нарушения ООО «Промышленные ресурсы» в части установки ограждения за границы предоставленной обществу территории (со стороны склона), а также организации на данной территории строительной площадки. Прокуратурой города возбуждено административное производство по статье 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка). Застройщику внесено представление об устранении нарушений законов. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования должностное лицо привлечено к административной ответственности в форме предупреждения, нарушения устранены: ограждение перенесено в границы предоставленной территории, — сообщили нам в ведомстве.

Так выглядит стройка на данный момент 

Кроме того, мы обратились в Госстройнадзор Кузбасса с аналогичным запросом. Именно эта структура должна контролировать строительство кафе на набережной Кемерово. Там нам пояснили, что у застройщика на руках есть все необходимые документы, дающие разрешение на строительство.

— Инспекцией осуществляется государственный строительный надзор объекта в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ и п. 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса. В рамках осуществления надзора проводятся проверки в соответствии с программой проверок. В ходе проведения проверок нарушения не выявлены. Работы осуществляются в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, — сообщили NGS42.RU в региональном Госстройнадзоре.

Депутатский мандат и жена в мэрии

Биография самого Мордовина тоже заслуживает отдельного внимания. Сначала он работал в «Кузбассразрезугле», потом возглавил «дочку» — компанию «Програнд». В 2006 году «Кузбассразрезуголь» перешел под управление Уральской горно-металлургической компании (ООО «УГМК-Холдинг»). Евгений Мордовин был гендиректором «Програнда» до мая 2016 года, потом он стал замдиректора по капитальному строительству «Кузбассразрезугля». А после стал руководителем девелоперских проектов «УГМК-Застройщик» и уехал в Екатеринбург.

Евгений Мордовин 

В сентябре 2016 года он же был избран в Кемеровский городской Совет народных депутатов шестого созыва. Как нам рассказали в горсовете, Мордовин работал с обращениями местных жителей, содействовал территориальному общественному самоуправлению, представлял к поощрению наградами городского Совета активистов ТОС и лично активно принимал участие в улучшении благоустройства территории округа. И за всё время депутатства жалоб на Мордовина не поступало. Несмотря на это, в Кемеровском Совете нам отказались предоставить на ознакомление отчеты о проделанной депутатом работе. Объяснили это тем, что таких документов в Совете просто нет. Кроме того, горсовет предложил нам обратиться в суд для того, чтобы получить протоколы заседаний. Присутствовал ли Мордовин на всех собраниях или нет в горсовете нам так и не смогли сказать. Но свои депутатские полномочия он досрочно и добровольно сложил в конце января 2021 года.

— Землю мы получили в 2007 году. Депутатом я стал в 2016 году. То есть на 9 лет позже. Это вообще не связанные друг с другом истории. Поэтому вообще никакой связи нет между получением мной земли на набережной и моим депутатским мандатом, — прокомментировал Мордовин.

Примерно такая же история получилась и с его супругой — Еленой Комковой. Она работала в администрации города Кемерово с 10 июля 2006 года.

— В ее обязанности входило осуществление полномочий комитета строительного контроля администрации города Кемерово, установленных положением о комитете строительного контроля. В зависимости от занимаемой должности непосредственными руководителями Комковой были председатель комитета строительного контроля и глава города Кемерово, — сообщили нам в мэрии.

Женщина ушла из мэрии по собственному желанию только 19 августа 2016 года. В том же году она вышла замуж за Мордовина. По его словам, в 2007 году, когда его компания получила землю на набережной, он даже не знал о Комковой и ее работе в администрации.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства