Угольная отрасль — экономическая опора Кузбасса. И от того, как она будет развиваться, напрямую зависит благополучие региона и его жителей. Участники рынка сходятся во мнении, что ключевую роль в этом вопросе играет логистика угольной промышленности. Какие шаги в сфере ее расширения и оптимизации уже сделаны и какой потенциал еще только предстоит раскрыть, читайте в материале.
Новый экономический сценарий
Аналитикам и экспертам пришлось резко пересматривать свои прогнозы на 2022 год. План развития событий зазвучал куда менее оптимистично, чем в начале года. Так, еще в первых числах февраля экономисты, опрошенные Центробанком РФ, ожидали роста российского ВВП в текущем году в пределах 2,4%. Сейчас медианный прогноз Центробанка говорит уже не о повышении, а о снижении реального ВВП на 8%. А это практически повторит показатели 2009 года, когда российская экономика после кризиса 2008 года просела на 7,8%.
В этот непредсказуемый период в экономике страны российские регионы сделали ставку на свои ключевые отрасли промышленности и предприятия, сохраняющие стабильность даже в непростое время перемен. Кузбасс тоже не стал исключением.
Ставка на уголь
В условиях экономических испытаний нередко срабатывает принцип «кто не идет вперед, тот отстает». Крупным промышленным предприятиям как никогда важно сохранять рабочие места, продолжать работу и искать пути к развитию. В Кемеровской области, легендарном крае угля и индустриальной мощи, надежным тылом по-прежнему остается угольная отрасль.
В 2021 году в Кузбассе было добыто более 243 млн тонн угля, динамика первого квартала этого года показывает, что объемы выработки растут. На Кузбасс приходится более половины всех объемов угольной добычи в России. При этом специалисты отрасли отмечают, что добыть уголь мало, его еще нужно вывезти и транспортировать до места назначения в короткие сроки. Именно поэтому развитие предприятий и угольных месторождений должно идти параллельно с развитием логистической инфраструктуры и транспортной сети. Без этого невозможно наладить эффективный сбыт.
Логистические задачи текущего дня
По данным, изложенным в транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, 80% погрузки железнодорожного транспорта сегодня обеспечивают 5 категорий грузов. Одна из них — уголь и кокс, которая составляет 30% от общего количества. Это даже больше, чем транспортировка нефти и нефтепродуктов.
Последние несколько лет объемы вывоза угля из Кузбасса в восточном направлении остаются примерно на одном уровне и составляют около 53 млн тонн в год. Между тем отрасль остро нуждается в увеличении этих объемов. Это понимают не только игроки рынка, но и чиновники. По соглашению правительства Кузбасса с РЖД, к 2024 году эта цифра должна вырасти до 68 млн тонн. От наращивания транспортировок во многом зависит развитие угольной отрасли в целом.
Специалисты считают, что возможности вывоза угля могут быть увеличены за счет внедрения новых технологий перевозки, повышения вместимости поездов и строительства новой логистической инфраструктуры. Логистика действительно важнейшая тема для угольной отрасли. Развитие специализированной инфраструктуры в регионе критически важно не только для отдельных предприятий, но и для всей угольной промышленности Кузбасса.
Сейчас небольшие и средние угольные компании вынуждены использовать посредников, задействовав транспортные узлы и возможности более крупных игроков рынка. Текущие рыночные условия требуют от логистической цепочки большей прозрачности и удобства. В этом отношении существующая система имеет большой потенциал для расширения и развития.
Железнодорожные артерии для экспорта
По данным Института проблем естественных монополий, доля железнодорожного транспорта в экспорте каменного угля составляет рекордные 93%. Вот почему развитие железнодорожных путей сообщения имеет ключевое значение для организации эффективного сбыта. Основные потребители экспортного угля — страны ЕС, Китай, Южная Корея, рост потребления отмечается в Индии, Японии. Согласно исследованию Агентства INFOLine «Угольная промышленность России и мира. Итоги 1-го полугодия 2021 года и прогноз до 2030 года», спрос со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона останется основным драйвером развития российской угольной отрасли.
Так, осенью прошлого года Минэнерго России и Министерство сталелитейной промышленности Индии подписали меморандум о поставках до 40 млн тонн коксующегося угля в год. Тенденции к увеличению объемов поставок в восточном направлении есть, однако пропускная способность железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба может тормозить этот рост.
Конкретные шаги
В русле этой тенденции разрез «Кузнецкий Южный» предложил ряд решений, которые помогут угольным потокам региона. Компания с 2019 года осваивает новый Чуазасский участок общей площадью около 700 га с запасами угля марок Т и ТС.
Для обеспечения эффективного функционирования новых площадок и угольных месторождений необходима удобная логистическая и транспортная сеть. В проект по модернизации железнодорожной логистической сети включено строительство новых объектов, главным образом специализированной закрытой железнодорожной станции углепогрузки. На этой площадке решено использовать технологические наработки, которые к тому же обеспечат этой инфраструктуре большую экологическую безопасность. Это закрытый склад готовой продукции с противопыльным обслуживанием, закрытая автоматическая погрузка сырья и организация вокруг таких логистических узлов дополнительных лесопосадок.
Специалисты угольной отрасли понимают, что в текущих условиях опираться исключительно на богатства российских недр для процветания угольной отрасли уже недостаточно, куда важнее оптимизация всей производственной цепочки — от разработки месторождения до поиска путей эффективного сбыта. И логистика действительно является ключевым звеном этого процесса.