Есть женщины, которые разрушают стереотипы. Например о том, что мамочки в декрете теряют квалификацию. Для кемеровчанки Анастасии Буллер отпуск по уходу за ребенком стал точкой роста. Молодая мама стала фотографировать малыша и поняла, что хочет развиваться в этом направлении профессионально. Хотя до этого девушка работала дизайнером в рекламном агентстве.
— Когда родился первый сын, хотелось его фотографировать в каждом наряде, в каждом действии. Тогда был популярен сайт Babyblog, и я смотрела, какие там публикуют фотографии красивые. Мне захотелось, чтобы мои фотки были не хуже и профессионально выглядели. Поэтому я пошла учиться в фотошколу сначала просто для себя, чтобы фотографировать своих домашних, — начинает рассказ Анастасия.
После декрета кемеровчанка продолжила работать дизайнером, а в свободное время снимала.
— Когда меня стали ассоциировать с фотосъемкой, то стали обращаться с заказами. Потихоньку «сарафан» стал работать и я везде добавлялась на сайты-каталоги фотографов. И вот оттуда приходили клиенты, — говорит она.
Благодаря учебе в фотошколе Анастасия познакомилась с дизайнером и фотографом Марией Каретиной, которая позвала ее работать в глянцевый журнал Bellissimo. Сначала она занималась версткой, а вскоре стала ездить на съемки. Когда проект закрылся, Анастасию взяли на работу в другой журнал. Через несколько лет наступил переломный момент — она решила начать свое дело.
— Я очень много трудилась и как фотограф, и как дизайнер, и одно время еще как арт-директор. Я вела очень большой объем работы по наполнению журнала. И пришел момент, когда я поняла, что в такой загруженности, если я просто буду работать на себя, то заработаю не меньше, а больше. Поэтому я передала работу другому дизайнеру и стала на себя работать, — рассказывает фотограф.
Анастасия признается, что работа в журнале дала отличный опыт в самых разных видах съемки, помогла создать базу клиентов и узнаваемость. Она уходила не в никуда, а в уже подготовленную нишу. Окончательно принять важное решение ей помог муж:
— Я человек творческий: у меня еще есть и музыкальное, культурологическое и дизайнерское образование. Но с техникой я была на вы. Именно муж помог мне с покупкой техники, он мне периодически помогает компьютер апгрейдить, чтобы у меня было мощное оборудование и всё быстро работало. А вот другие родственники сперва не очень понимали, что это за работа такая — фотограф, тем более для девушки. Со временем всё изменилось, — объясняет бизнес-леди.
Анастасия с легкой завистью говорит о сегодняшней господдержке предпринимателей. Когда она начинала свое дело, у нее не было не только опыта, но и знаний, кто бы мог ей помочь разобраться во всех тонкостях.
— А вот когда у нас появилась форма самозанятости, я ее оформила. Здесь вообще проблем никаких нет: есть приложение «Мой налог», где ты фиксируешь доход и выдаешь чек, затем приходит налог и ты его оплачиваешь. Зато когда работаешь с юридическими лицами, ты им спокойно предоставляешь и счет для оплаты, и чек, — рассказала предприниматель.
Первые съемки — еще на практике в фотошколе — были волнительными. Воспоминания о самых первых клиентах у Анастасии стерлись, зато эмоции остались. Ведь фотографу приходится не только работать с техникой, но и быть психологом.
— Сначала был страх: как перенести то, что у тебя в голове, в кадр? Было волнение и вот это ощущение — ничего не забыть, не упустить технические настройки, чтобы батарейка не села, фокус не потерялся. Периодически были какие-то косяки. Увлечешься, допустим, на эмоциях с людьми общаешься, какую-то настройку забыл сделать, и у тебя что-то не получилось.
Существует такая иллюзия, что быть фотографом — ничего сложного, на кнопочку нажал, и вот тебе работа сделана.
На самом деле много очень нужно в один момент совмещать: навыки технические, которые уже до автоматизма доводятся, плюс психологию. Всегда надо общаться, чтобы комфортно было всем. Поначалу уверенности в том, что ты всё делаешь правильно, не хватало, — объясняет кемеровчанка.
С момента первых съемок прошло уже 13 лет — именно столько Анастасия Буллер профессионально занимается фотографией. В ее портфолио есть и портреты, и свадьбы, и немало пейзажей Кемеровской области. С годами пришел не только опыт — появилось собственное направление.
— Чтобы себя выделить из огромной массы фотографов, я присматривалась и встретила определение real people photographer. Это именно работа с людьми — не с селебрити, которые часто попадают на телевидение или ходят на фотосессии. Для большей части людей камера — это стресс. Даже есть такое сравнение, что, когда на тебя наводят объектив, ощущения как под дулом пистолета.
И я поняла, что помогать адаптироваться перед камерой и убрать из головы мысль, что я не фотогеничен, — это мое. Я искренне считаю, что нет некрасивых людей, каждому можно подобрать удачный ракурс. И у меня получается — люди себе на моих снимках нравятся. Есть психологические приемы, как человека успокоить, раскрепостить, чтобы он был максимально, насколько это возможно перед камерой, сам собой. И когда ты ловишь эти моменты, и люди потом себе нравятся, вот это и есть главное в моей работе, — говорит бизнесвумен.
Анастасия заметила, что большинство девушек стесняются сниматься оттого, что боятся плохо получиться. Фотограф раскрывает секрет: 90% классных фотографий — это подготовка: подбор образа, одежды, макияж, прическа.
— И когда всё складывается как нужно и девушка в моменте себе нравится, потом получаются шикарные кадры. Потому что она спокойна, в себе уверена и в своей красоте. И очень много случаев, что после фотосъемок у девушек происходят положительные изменения в личной жизни: выходят замуж, беременность происходит или начинаются новые отношения. Вот прям очень много историй! Я думаю, что фотосъемка влияет, потому что на самом деле происходит некая терапия, когда девушка убеждается в очередной раз, что она красивая. И те же мужья в очередной раз вспоминают, что у них красивые жены, — улыбается Анастасия.
Фотограф признаётся, что ей часто приходится соприкасаться со счастливыми моментами в жизни людей. А еще Анастасия черпает энергию и позитив на съемках с детьми и животными.
— Современные дети супер шарят в гаджетах, компьютерах, но взять в руки цыпленка или босиком встать на травку для них большая проблема. Они прямо дыхание затаив смотрят, какая вокруг трава, насекомые, что это такое. И какой восторг у детей всегда при взаимодействии с животными! К примеру, я проводила съемки с самоедами. Эта порода очень доброжелательная, и с ними всегда получаются самые эмоциональные кадры и у детей, и у взрослых, потому что это просто сплошные комочки счастья и радости. Любая из этих историй оставляет хорошие воспоминания.
Часто люди благодарят за то, что показываю им красивые места рядом, которые они не знали. Живя в Кемерове, они не во всех парках гуляли, не бывали в Таёжной заимке или яблоневой роще. Мне нравится самой узнавать лучше наш город и край — и знакомить героев своих съемок, — воодушевляет фотограф.
Анастасия не стала сапожником без сапог — она по-прежнему продолжает запечатлевать своих близких. Хотя признается, что два сына-подростка в силу возраста уже реже попадают в кадр.
— Когда у нас семейные праздники, я обязательно всех собираю и делаю общие снимки. Ну и раза два в год тоже вытаскиваю на съемки, потому что нужно периодически фотографироваться, особенно пока дети растут. Они очень сильно меняются, посмотришь на фото несколько лет назад — совсем другие лица. Поэтому я своих тоже таскаю периодически на съемки, — рассказала кемеровчанка.
За 13 лет работы фотографом бывали всякие ситуации. До возврата денег не доходило, но однажды ей пришлось переснимать фотосессию. Анастасия отмечает, что с опытом число разочарованных клиентов сошло на нет:
— Поначалу было, что не совпадают ожидания клиентов и то, что они получили. Были случаи, когда я отдавала съемку, а мне пишут: нам ничего не нравится, вообще всё не то. Что тут скажешь? Это была именно недоработка в плане подготовки. Сейчас всегда мы как можно тщательнее обсуждаем, что люди ожидают от съемки. Лучше подробнее заранее всё проговорить, обсудить образы и места, чтобы потом не было — дворец из хрущевки сделать.
От некоторых съемок Анастасия сразу отказывается по своим убеждениям.
— Обратились ко мне за очень специфичной съемкой — для мужского клуба. Девушек, которые там работают, надо было в этом клубе поснимать. Я не пошла, потому что откровенные, эротические съемки — совсем не моя тема. У нас есть фотографы, которые ню-съемки проводят. Каждому свое, это вот не моя сфера, — пожимает плечами бизнес-леди.
Спрос на услуги фотографа обычно возрастает, когда большинство людей отдыхает — в праздничные и выходные дни. Анастасия объясняет, что пришлось выстраивать свой график и согласовывать с семейными делами.
— Привыкаешь, что ты работаешь не так, как наемный работник. В принципе, это не проблема. Если мы планируем семейные дела на общепринятые выходные, я распределяю нагрузку, чтобы где-то не взять съемку в этот день. Если я понимаю, что мы можем в другое время вместе побыть, а здесь я могу заработать, то я возьму. Одно из главных преимуществ работы на себя, что я могу сама распоряжаться, где отдохнуть, а где поработать.
Мы с мужем и детьми можем уезжать в долгие или неожиданные поездки, я подстраиваюсь под его график. Так мы на машине съездили в Крым, Дагестан, можем при желании уехать на Алтай или куда-то недалеко, ведь я сама несу ответственность за свою работу. И я могу заниматься детьми, возить их по секциям, участвовать в их мероприятиях (состою во всех родительских комитетах), потому что не работаю в жестком графике с 9 до 18.
У меня получается балансировать, мне фотографировать в кайф. Были моменты, когда настолько много свалилось работы, что ты уже не хочешь снимать. Сейчас дозирую нагрузку и всегда снимаю с удовольствием. Ведь это сказывается на качестве: когда ты снимаешь на автопилоте, вряд ли у тебя получится что-то душевное, — откровенничает фотограф.
Сейчас Анастасия делегирует полномочия — сотрудничает с ретушерами и передает им в работу фотографии, когда планирует отпуск или большой объем заказов. У работы на себя есть и другая сторона — заработок теперь в твоих руках. Анастасия говорит, что в найме всегда есть некий потолок, а сейчас она сама регулирует свои доходы.
— Больше будешь работать — больше получишь. Хочешь отдохнуть — уменьшаешь объем работы, меньше заработаешь. Но у меня нет такого, чтобы совсем не было работы. И у меня не стоит задачи стать кормилицей, поскольку муж есть, доход в семье есть, а мой заработок в плюс только идет. Но это достаточно хороший, весомый плюс, как бы живем, не жалуемся, в отпуск ездим.
Не напрягаясь чрезмерно, я обеспечиваю себе заработок в среднем по Кемерову. Если обращаются юрлица с большими заказами или свадебный сезон, потому что свадьба — это самая оплачиваемая съемка, то можно и в разы больше заработать. Но это при условии, что ты постоянно снимаешь, есть постоянный поток заказов и своя база клиентов, — делится секретом успеха кемеровчанка.
Фотограф говорит, что съемку себе может позволить каждая — это не так экстремально дорого, как принято думать.
— По опыту я вижу, что главное не цена, а ценность того, что люди приобретают. Посмотрите, какие машины ездят по нашим улицам, какие цены в кафе и ресторанах — и везде есть посетители. Это говорит о том, что люди тратят деньги там и на то, где видят для себя значимость, ощущают ценность, и ценник не играет ключевой роли. Что касается меня, я выработала ряд предложений для своих клиентов с вилкой цен в зависимости от наполнения услуги. Таким образом, люди выбирают комфортную для себя стоимость.
Но профессиональная фотография — это действительно элемент роскоши, поэтому фотографов чаще приглашают снимать особо значимые события. К слову, я училась у фотографов из Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы и даже Италии — и, зная порядок цен там, могу точно сказать, что в нашем регионе фотосъемка вполне доступная услуга с демократичной стоимостью, — отмечает бизнес-леди.
Для продвижения Анастасия использует соцсети, создала собственный сайт и, конечно же, работает сарафанное радио. Правда, не все фото получается выкладывать в портфолио.
— У меня достаточно историй, когда люди приходят и сразу говорят: наши фотографии не публикуйте. Я уважаю пожелания клиентов и не выставляю. Потому что город маленький. Или получаются классные съемки, но клиенты говорят: мы из органов, у нас вообще всё это запрещено, ни в коем случае никуда ничего не должно попадать. Ну нельзя, так нельзя. Я не буду идти поперек, — говорит Анастасия.
Поток клиентов и узнаваемость дает и общественная работа — в Комитете по развитию женского предпринимательства.
— Комитет — это сообщество, причем очень яркое. Это увлеченные женщины, профессионалы своего дела плюс лидеры. С ними интересно общаться и есть чему у них поучиться. Комитет помогает продвигаться и расти: мы взаимно становимся клиентами, пользуемся услугами друг друга, возникает круг доверия, где тебе легче продавать. Это тот круг людей, который может себе позволить фотосъемки и для себя, и для своей работы.
Пять лет назад на одном из обучений я познакомилась с Натальей Городецкой, сейчас она председатель комитета. После этого она меня позвала в проект «Женщины Кузбасса. Мы бренд». Это была фотовыставка для популяризации предпринимательской деятельности среди женщин нашего региона. За прошедшие четыре года я отсняла порядка 120 человек, а в этом году будет пятая выставка — финальная. В конце мая у нас в Кемерове будет проходить Евразийский женский форум, на котором выставят эти портреты. Всё это работает на мой бренд, на мою узнаваемость, — считает бизнесвумен.
Сейчас Анастасия Буллер развивает новое направление — совмещает путешествия и фотографию. Она сотрудничает с агентствами, которые организуют туры по области и добавляют услуги фотографа. Бизнесвумен внедряет и другой формат — запись подкастов и видеоинтервью. Кемеровчанка считает, что это поможет клиентам расслабиться перед фотосессией, а еще интервью полезно для предпринимателей или экспертов — они могут использовать его фрагменты в дальнейшем.
А заветная мечта Анастасии — персональная выставка.
— Я думаю, у каждого фотографа есть такая заветная мечта. Чтобы это стало целью, нужно реально сесть и продумать, что я могу людям такого показать, чтобы это было интересно. Надо внутри созреть, чтобы мне было не стыдно, что-то со смыслом сделать, — призналась фотограф.
Анастасия считает, что заняться бизнесом может любая женщина — главное, найти «дело, которое тебя зажигает, которым ты занимаешься и забываешь про время». Для нее таким занятием стала фотография:
— Работа тогда будет не в тягость, а твоей самореализацией, от которой ты получаешь удовольствие прежде всего, а потом уже еще бонусом и заработок. Если удается в декрете или в любой другой период найти такой род занятий, я рекомендовала бы на него переключаться.
Страхи периодически до сих пор возникают и у меня, в зависимости от сложности заказов. Говорят же: где страх, там рост. Просто надо быть решительнее, смелее. Хорошо, когда есть поддержка. Только вообще любая предпринимательская деятельность — это всегда риски. И кто-то принимает этот путь и идет по нему, а если нет — соответственно, работает в найме.
Главное мое везение, что моя работа — это любовь, которую я обрела на жизненном пути. У меня не было с детства мечты стать фотографом, я к этому пришла осознанно. И это говорит о том, что никогда не поздно начать что-то новое, — рассказала Анастасия Буллер.
P. S.
Пока текст готовился к публикации, Анастасия написала: «В процессе отбора фотографий и обдумывания ответов на вопросы у меня появилась идея по поводу выставки. Хочу собрать фотографии лиц счастливых людей, возможно, так и назвать: "Счастливые люди". К счастью, я много вижу таких в силу своей работы».