Наш корреспондент Анна Голубницкая уже несколько лет живет в Турции. После приговора по делу об убийстве молодой кемеровчанки Веры Пехтелевой Анна не смогла остаться равнодушной. Она сравнила опыт борьбы с домашним насилием в России и Турции. Далее — ее прямая речь.
— Почти 3 года я наблюдаю за делом Веры Пехтелевой. Девушку жестоко убил сожитель, свидетелем их ссоры были соседи, а полиция не смогла вовремя приехать на вызов. Молодая, красивая кемеровчанка, которой еще жить и жить, получила более 100 травм и скончалась.
Шок и сочувствие родителям подтолкнули меня к написанию этого текста. В Турции, как и в России, проблема домашнего насилия есть, и довольно серьезная. Женщины так же гибнут от рук мужчин. Однако есть огромная разница, и как минимум в трех составляющих.
Во-первых, на родине большинство бытовых конфликтов происходят после обильных возлияний и злоупотреблений спиртным или прочими веществами. Достаточно взять любую криминальную сводку: сожители напились, между ними разгорелся скандал, потом мужчина пырнул женщину ножом или нанес травмы каким-то другим способом. Соседи слышали, потерпевшая скончалась. Немного утрирую, но в общем и целом фабула такая.
В Турции же алкоголь не так доступен, как в России, — ну нет на каждом углу алкомаркета и цены далеко не низкие, если брать страну в целом, а не курортную область. Поэтому ссоры между супругами (по большей части, ибо сожительство тут явление не массовое) или бывшими супругами происходят в основном из-за столкновения интересов и без участия горячительных напитков. Горячая кровь, эмоции, и результат схожий — рукоприкладство и нанесение телесных повреждений, тоже порой с летальным исходом.
Во-вторых, разница в отношении соседей. Скажу в лоб: многие в России живут по принципу «моя хата с краю» и предпочитают не вмешиваться. Вызовешь полицию или встрянешь — потом себе дороже вдруг окажется. Причина — следствие, все всё понимают, и потому не осуждаю, лишь констатирую факт.
В Турции же соседи — это всевидящее око, собственно, вся страна живет с оговоркой «лишь бы перед окружающими не осрамиться». При малейшем подозрении на вышедший из рамок семейный скандал бдительные соседи вызывают полицию. И та приезжает без долгих разговоров и — быстро.
Отсюда третья составляющая: в турецкой полиции нет явно различимых простым обывательским глазом проблем, как то нехватка машин, топлива, кадров. Попасть на работу не так просто — нужно иметь образование, сдать серьезный экзамен, в свою очередь сотрудники имеют кучу льгот, стабильную и достаточную зарплату, чтобы содержать семью. Да и общественное мнение в адрес полицейских — почет, уважение и осознание, что в случае опасности тебя действительно будут защищать и придут на помощь.
Вишенкой на торте — специальное приложение KADES, которое устанавливается на смартфон. Оно состоит из одной-единственной тревожной кнопки, и в случае опасности или угрозы жизни женщина может нажать на нее. Помощь подоспеет в считаные минуты, можно ничего не говорить, приложение считывает геолокацию.
Перед глазами несколько примеров, как работает полиция в Турции. К сожалению, среди подруг были и те, кто столкнулись с домашним насилием. Одной помогли вызвать полицию соседи, которые отреагировали на громкие мужские крики и женские слезы за стенкой. Сотрудники правоохранительных органов были на месте примерно через пару минут — участок находится в 500 метрах от их места жительства. Другая нажала на тревожную кнопку в приложении KADES, когда находилась в летнем домике в горах и муж схватился за оружие. Полиции потребовалось 5 минут, чтобы успеть предотвратить трагедию. Третья выбежала из дома ночью в чем была, прихватив ребенка, и прямиком — в полицейский участок. Ей предоставили переводчика и убежище. Плюс во всех трех случаях девушки взяли в полиции решение суда, которое запрещает домашним тиранам приближаться к ним, при нарушении мужчина идет думать о своем поведении за решетку.
Ни в коем случае не пытаюсь сказать, что в Турции всё идеально, а в России — всё плохо. Есть плюсы и минусы везде. Однако российской полицейской системе, вероятно, стоит перенять позитивный опыт своих турецких коллег в части защиты женщин от семейного насилия.
Согласны с автором?
Ранее мы подробнее вспоминали всю историю этого громкого преступления. Всю информацию об этой истории мы собираем в отдельном сюжете.