Очень часто в фильмах и различных телешоу нам показывают, как человека за пару минут уличают во лжи или подтверждают его слова с помощью полиграфа. Специалист задает несколько вопросов, загорается красная или зеленая лампочка, и всем становится понятно, врет опрашиваемый или нет. Но в жизни всё не так, на изучение данных прибора может уйти практически месяц, да и не каждого преступника можно проверить детектором лжи.
В свой профессиональный праздник — День криминалистики, следователи-криминалисты СУ СКР по Кузбассу рассказали NGS42, как полиграф спасал людей от обвинений в изнасилованиях, доказывал вину убийц и можно ли обмануть прибор. Бонусом — специалисты развеяли самые известные популярные мифы, существующие вокруг детектора лжи.
Миф 1: проверить на правду можно каждого
Насильники и растлители малолетних, убийцы, взяточники, экстремисты — вот типичный контингент, с которым работают сотрудники СК по всей России и в Кузбассе в частности. Но проверяют на полиграфе не всех поголовно, а лишь тех, в чьих словах есть какие-либо противоречия. При этом неважно, подозревают во лжи потенциального преступника или его жертву, под исследование может попасть даже свидетель.
— Надо понимать, что не все перед следователем бывают искренними, в том числе и потерпевшие. Довольно часто мы сталкиваемся с оговорами, особенно в преступлениях сексуального характера. Следователь, чтобы убедиться или развеять сомнения, назначает проверку полиграфом. Но пройти исследование можно только добровольно, принудить к этому кого-либо нельзя, — рассказывает старший специалист отдела криминалистики СУ СКР по Кузбассу Сергей Пудинович.
Следователь вспоминает, что в СКР попал не сразу, до этого он служил в других правоохранительных органах. По первому образованию он психолог, что лишь помогает в работе. Чтобы стать криминалистом, ему потребовалось дважды повышать квалификацию.
— Мне всегда было интересно работать с полиграфом, начал еще в 2011 году, и тогда в прибор мало кто верил. Каждое исследование по-своему уникально, понятно, что бывают и тяжелые моменты, особенно когда дело касается детей, — делится размышлениями криминалист.
Он добавляет, что опрашиваемые, дав согласие на исследование, иногда в последний момент отказываются от него. Делают они это, как правило, после того как узнают вопросы, которые им будут задавать. Их озвучивание и предварительное обсуждение — обязательная часть процедуры. Но бывает такое не часто, лишь два-три процента, как говорится, «дают заднюю».
Миф 2: обмануть технику легко
Гораздо чаще криминалисты сталкиваются с желанием опрашиваемого обмануть технику и собеседника. Сделать это пытаются около 10% исследуемых, и используют те же методы, что увидели в кино.
— Полиграф — точная машина, никаких сбоев, ошибочных реакций не выдает. Но решающее слово за человеком, поэтому результат всегда выносится на основе данных исследования и их прочтения специалистом, — рассказывает криминалист Ольга Буту.
На вопрос, можно ли обмануть полиграф, она уверенно заявляет — нет. По ее словам, все попытки легко выявляемы. Например, если человек употребил успокоительные, то это сразу заметно еще на этапе предварительной беседы. Вместе с тем прибор может показать, что опрашиваемый отвечает неуверенно на такой банальный вопрос, как его зовут.
От исследования отказывается примерно половина преступников, но часто встречаются и те, кто после прохождения полиграфа начинают раскаиваться на допросе.
— Получив заключение, следователь может сказать подозреваемому или обвиняемому, что в таком-то ответе на вопрос он был неискренним, и нередко преступники начинают признаваться в содеянном, — говорит Буту.
Сам по себе прибор, а в Кузбассе используется полиграф «Диана», довольно прост. Он оснащен датчиками, которые регистрируют биение сердца, интенсивность дыхания, давление, потоотделение, движение и прочие показатели. Они не выносят никаких решений и не моргают лампочками, показывающими ложь или правду, а лишь отражают объективное состояние человека и его реакции на вопросы.
Миф 3: мгновенная истина
В последние годы среди видеоблогеров стало популярно использование полиграфа, с помощью которого они якобы доказывают свою искренность по отношению к подписчикам. Но это не более чем шоу, потому что мгновенно дать ответ на вопрос, врет человек или нет, нельзя. На исследование специалисты тратят от пары до 30 дней, так как нужно сопоставить все показания прибора с ответами опрашиваемого, а также изучить материалы дела. В месяц два сотрудника отдела криминалистики проводят до 250 опросов.
— Примерно 50% опрашиваемых спрашивают после исследования: «Ну что там? Я соврал?», хотя мы сразу предупреждаем, что только в шоу и в фильмах дается ответ сразу. Мы проводим три теста, продолжаться они могут до трех-четырех часов. Дольше сложнее, иногда исследования переносятся на следующей день, — говорит следователь.
Начинается исследование с довольно простых вопросов: сколько лет опрашиваемому, чем он занимается, как себя чувствует и так далее. Это дает понять, насколько человек осознает и понимает вопросы, чтобы не было неверной трактовки.
Миф 4: чаще всего полиграфом проверяют убийц
Действительно, кажется, что именно такие преступники чаще прочих должны оказываться в кресле перед криминалистом, но на самом деле ровно наоборот — такие исследования проводят реже всего. Как правило, убийства происходят при довольно очевидных обстоятельствах, свидетелях, порой даже под камерами видеонаблюдения, а на местах расправы остается оружие с отпечатками пальцев.
Нечасто на проверку полиграфом соглашаются и обвиняемые в экономических преступлениях, например, взяточники, любители злоупотреблять должностными полномочиями и прочие мошенники и казнокрады.
Как бы это ни было странно, но чаще всего проверки проводят по пропажам людей, а к исследованию привлекают не жуликов, а свидетелей и очевидцев, потому что порой за банальным исчезновением любителя грибов в лесу может скрываться убийство.
Второе место «по популярности» занимают преступления сексуального характера. Причем на проверке настаивают именно те, кого в них обвиняют.
— Они утверждают, что невиновны, требуют проверить их полиграфом, в основном это те, кого пытаются оговорить. В прошлом месяце было два таких случая, один на юге Кузбасса, где мужчина якобы растлил девочку-подростка, второй неподалеку от Кемерова, там «жертвой» был сын гражданина. В обоих случаях это были попытки очернить людей на фоне раздела их совместного имущества: большого двухэтажного дома и трехкомнатной квартиры соответственно, — приводит примеры из практики Сергей Пудинович.
Миф 5: полиграф — неоспоримое доказательство для судей
Около 10 лет назад, когда применение детектора лжи только зарождалось в России, многие к нему относились скептически, опять же, на это влияли фильмы. Судьи порой могли просто не брать в расчет показания и исследования. Сейчас скепсиса с их стороны стало меньше, но порой они всё же сомневаются в результатах.
— Меня дважды вызывали судьи и просили пояснить результаты исследования, спрашивали, насколько достоверны результаты, как работает полиграф. Один из таких случаев был в Кировском районе, где судили мужчину за преступление против половой неприкосновенности. Насколько я знаю, мужчину в итоге осудили на восемь лет за растление падчерицы, — рассказывает Пудинович.
Криминалисты подчеркивают, что их исследования лишь один из инструментов, используемых в работе следователей, и не является истиной в последней инстанции. Расследование дела — это совокупный труд десятков людей, которые проводят экспертизы и допросы, изучают документы и записи с камер наблюдения, ищут свидетелей и улики и всеми другими способами выясняют, кто действительно виновен в совершенном преступлении.