Руководитель экскурсионного проекта «Внутри и снаружи», президент фонда «Рыба шагала» Ольга Васильева поделилась с NGS42.RU размышлениями о любви и нелюбви к Кемерово. Жительница города рассказала, как уникальные кемеровские витражи превращаются в заборы в селе Елыкаево и почему сайдинг побеждает сталинский ампир.
Прекрасно, наверное, жить в городе с многовековой историей, мощеными тротуарами в центре, витиеватыми фонарями и черепичными крышами, иногда заходить в заведения, где сиживали знаменитости. Не просто любоваться, а жить в изысканных интерьерах, изредка смахивать пыль с антикварной мебели. Не по книжкам, а воочию рассматривать фасады зданий и отличать коринфский ордер от дорического, знать, что такое римская мозаика, и с легкостью вырисовывать палкой на снегу меандровый орнамент.
Но я родилась в Кемерово, сибирском промышленном городке, которому пару лет назад исполнилось 100 лет. Как вы понимаете, официальный статус «город» вмиг не превращает село в развитый административный культурный центр. Щегловску на это потребовалось примерно полвека. И, наверное, потребуется еще столько же, чтобы оценить работы мастеров советского периода, перестать их уничтожать и начать ими гордиться.
Раньше я думала: какие могут быть достопримечательности в местах, где, кроме грязи, разрухи, голода и холода, есть библиотека да драмкружок. А вот надо же, в нелегкой жизни наших предков было место красоте и гармонии. Смотрю на 90-летний кирпичный завод-за́мок в конце Советского и восхищаюсь — такое сейчас не строят. Иногда во дворах, недалеко от горсада, встречаются небольшие трансформаторные подстанции-«будки», с вкрапленными элементами античной архитектуры. На Весенней можно увидеть гипсовые полурастрескавшиеся вазоны с густорастущей в них stellaria media, в простонародье — мокрицей. И я, как бабка старая, немного тоскую по пережиткам прошлого. Хочется видеть и старое, и новое в Кемерово. Но главное — не уродское.
Как бы с этим со всем разобраться, как мы дошли до жизни такой? Почему сайдинг стал милее старинных досок и штукатурки? Откатимся на время в прошлое.
Видимо, что-то не то происходило с Кузбассом в конце 60-х прошлого века. Предполагаю, что на фоне других регионов страны, здесь был маааленький процент людей с высшим образованием. Возможно, одним из самых высоких был уровень преступности. И жители Кемеровской области плоховато посещали выставки.
Как бы то ни было, но в середине 70-х годов в Кузбасс целенаправленно приехала целая плеяда художников, живописцев, скульпторов, монументалистов. Окончив столичные вузы, они получили здесь хорошие мастерские и жирные государственные заказы. Действительно, работы был непочатый край. В начале 70-х состоялось открытие двух факультетов в Институте культуры: библиотечного и культурно-просветительной работы. В 1976-м свои двери открыло художественное училище, а в 1979-м была построена новая филармония и у нас, в шахтерском крае, появился свой симфонический оркестр!
В 1980-е, говорят, довольно динамично всё развивалось в плане культуры: многочисленные выставки, концерты добавляли обаяния советскому быту с очередями, унылыми пальто, новыми стенками и центральным отоплением.
В 90-е с памятниками прошлого бизнесмены расправлялись примерно так же, как с конкурентами. Когда городом был продан Дом кино «Москва», внутренние интерьеры были уничтожены новыми владельцами. Витражи Сергея Одинцова тоже тогда выбрасывались, как ненужный хлам. Но, кстати, у меня нет никаких претензий к нуворишам. Мы все тогда хотели нового. Возьмите свою семью, спросите себя: «Где теперь бабушкины буфеты, комоды, швейные машинки, радиолы, сундуки, утюги и посуда?» Прошло время. И, только увидев в антикварных лавках и на «Авито», как лихо продаются задорого похожие вещи, кусаем себя за предплечья.
Так и с советским искусством. Кто-то его не переваривает по идеологическим соображениям, кому-то вообще пофиг. Но стоит только восхититься иностранному туристу мозаичной остановкой рядом с Мазурово или сфотографировать барельеф на фасаде краеведческого музея… Так-так-тааак, а что это? Где? В Кемерово?!
Не устояли под натиском многочисленных ремонтов в 2000-е росписи Александра Суслова и Евгения Тищенко. Самое обидное, что это произошло в учреждениях культуры. Вопиющий вандализм случился в 2005 году, когда во время реконструкции областного драматического театра был демонтирован самый первый в Кузбассе витраж, установленный в 1980 году. Обращение автора Сергея Одинцова к тогдашнему начальнику департамента культуры Зауэрвайн Л. В. и подписи деятелей культуры действия не возымели. Вот цитата из официального ответа: «Нам понятна ваша обеспокоенность за утрату витражей как материальной ценности. Сообщаем вам, что демонтированные в театре витражи обрели новую жизнь и установлены в ДК имени В. И. Ленина г. Ленинска-Кузнецкого и ДК "Победа" в г. Юрга».
Странно, не правда ли? В данном документе речь уже не идет об исторической ценности, тем более художественной. Напрочь забив на все ценности, чиновники сделали так, как посчитали нужным. И, естественно, когда произошел подобный случай в 2020 году в Доме актера (там во время ремонта был демонтирован витраж), сообщество художников, искусствоведы, многие горожане почти хором прокомментировали: «Все попытки вернуть витраж Одинцова на место бесполезны».
14 января 2021 года состоялось правление Союза художников, на котором обсуждали данную проблему. После чего экспертная комиссия, состоящая из художников, искусствоведа, самого автора, внимательно осмотрит витраж, вынесет вердикт по поводу его художественной ценности, материального состояния. Будет составлена смета реставрации. Я очень надеюсь, что в год празднования 300-летия региона витраж будет возвращен на место и мы с гордостью сможем показать гостям города нечто уникальное, историческое, ценное, а не унылые пластиковые окна, китайские светильники и баннеры с лозунгом «Кузбасс — край высокой культуры».