
Ранним субботним утром в Кузбасском центре искусств (КЦИ) в городе Кемерово начался перформанс: художник Михаил Смирнов в течение суток планировал сделать 100 татуировок, а полученные за работу деньги передать на реабилитацию Савелия Лаврентьева — мальчику с ДЦП, которому в марте этого года исполнится два года. Мероприятие хотели внести в Книгу рекордов России, так как подобного в нашей стране еще не было, но, как оказалось, на это потребовалось бы столько же денег, сколько нужно на лечение ребенка. Как проходил перформанс и для чего на него приходили горожане — в фоторепортаже NGS42.RU.
Идея проекта родилась сама собой. У Смирнова в КЦИ есть несколько картин, и, как он поясняет, в какой-то момент голова начала генерировать творческие мысли, которые в конце концов вылились в тату-перформанс.

— Я очень хотел попасть в Книгу рекордов России, очень. Но когда они выставили ценник — 235 тысяч рублей, в которые входит перелет в Кемерово и обратно двух наблюдателей и регистрация в книге, я как-то сразу передумал, учитывая, что для мальчика нам надо было собрать около 280 тысяч рублей, — рассказывает Смирнов, одновременно делая татуировку на ноге девушки. — Цель проекта — развитие и популяризация тату-индустрии в сибирском регионе. На проекте я ничего не могу делать бесплатно, потому что все деньги уходят ребенку, ни я, ни волонтеры, а это порядка 14 человек, ничего от этого не получаем.

На придумку и отрисовку всех 350 трафаретов у него ушло около двух с половиной месяцев. Изначально планировалось, что эскизов будет всего 150 на тот случай, если случайный прохожий захочет сделать себе тату, но мастера, по его же словам, слишком увлек процесс рисования будущих татуировок.



Чтобы получить татуировку, сначала было необходимо связаться в соцсетях со Смирновым, забронировать понравившийся эскиз, оплатить половину стоимости работы и выбрать подходящее время сеанса с 8 утра субботы до 8 утра воскресенья — именно столько планировалось проводить перформанс. По факту — всё вышло гораздо быстрее, благодаря четкому графику и пунктуальности клиентов.


Место под импровизированный тату-салон выбрали в одном из отдаленных залов КЦИ, и чтобы дойти до него, было необходимо надеть бахилы, маску и обработать руки антисептиком. Причем перед этим контроллер проверял температуру у посетителей бесконтактным термометром. В самом зале установили несколько специальных кресел, чтобы татуировку можно было бить без проблем на любом месте тела. После каждого участника мероприятия кресла протирались, а также накрывались марлей для соблюдения всех требований гигиены, также санобработку проходило и всё оборудование.

Перед тем как отправиться на кресло, посетителю брили часть тела, на которой он планировал сделать тату, затем наносили трафарет, и только после этого передавали в руки мастера. Через 3–6 минут на месте эскиза появлялась разноцветная или однотонная, по желанию клиента, татуировка. В конце процедуры участок кожи обрабатывали, заклеивали, а счастливому обладателю рисунка на коже рассказывали, как ухаживать за татуировкой.


24-летний Александр задумался впервые о татуировке 8 лет назад, но все эти годы не решался ее сделать. Но, увидев анонс мероприятия, понял, что настало время «забиться». На его предплечье нанесены сразу два эскиза — заяц Playboy и кофейный стаканчик. В ожидании, пока мастер освободится, его лежащая на спинке кресла рука дрожала. Он пояснил, что это от волнения, а не от страха.
— Так совпало, что и мастер хороший, и проект благотворительный. Эти трафареты выбирал примерно неделю, две татуировки — четыре тысячи получат, — говорит Александр.

Сколько всего будет собрано денег — станет известно не раньше 17 января, когда банк сообщит, сколько было переведено средств с помощью QR-кодов, и после того, как вскроют бокс для пожертвований. Как поясняет арт-директор центра Елена Гуденко, есть вероятность, что денег или собрали больше, чем планировали, либо сильно приблизились к необходимой. Цена татуировки 2 тысяч рублей — минимальная, то есть никто не запрещал переводить и кидать в бокс больше. Кроме того, были и те, кто просил сделать татуировку другого размера, чем она была нарисована на трафарете, доплатив за это минимум на 1 тысячу рублей больше.
— Савелию раз в несколько месяцев требуется реабилитация в Томске, в этот раз ему нужно было собрать чуть больше 279 тысяч рублей. Сто татуировок — как минимум 200 тысяч рублей гарантировано, но тут были люди, которые просто так кидали в бокс или переводили на счет, — говорит Гуденко.
Сильно помогло проекту и то, что тату-мастер нашел спонсоров. Производители расходных материалов — красок, игл для машинки и прочее, передали ему всё бесплатно, когда узнали, на что планируется потратить собранные деньги.
