Экономика Работа в тестовом режиме

Работа в тестовом режиме

Поездки во Францию за счет работодателя, зарплаты от 40 тысяч и новый опыт — компании предположили, почему соискатели отказываются от таких условий

Некоторые компании предлагают соискателям сперва познакомиться поближе — то есть выйти на стажировку. Бывает, работодатели предлагают поработать на производстве, даже если ваша работа напрямую с ним не связана. По их словам, это помогает сотруднику лучше понять специфику компании. Впрочем, соискатели не горят желанием получить такой опыт. Но даже если вы вышли на основное место работы, это еще не повод расслабляться. В дураках могут остаться и компания, и соискатель.

Федор Овчинников, основатель «Додо Пицца», в материале на РБК писал о своем предложении соискателям: «Приезжайте в Сыктывкар, где у нас штаб-квартира. Поработайте месяц-два на кухне пиццерии, чтобы узнать наш бизнес изнутри. А потом поговорим о позиции в компании.

Никто из 30 желающих так и не приехал, отмечает Овчинников.

«Подобные стажировки могут быть актуальны в торговых компаниях, сфере общественного питания, рекламной и маркетинговой деятельности. На производственных предприятиях, где важна техника безопасности, это исключено из-за высоких рисков по безопасности сотрудников и ответственности работодателя, — рассуждает Лариса Богданова, директор кадрового агентства IBC Human Resources & IBC Business Education. — Кроме того, наши клиенты из сферы общественного питания активно используют стажировки».

По словам эксперта, основная цель стажировки — знакомство со стандартами работы компании, корпоративной культурой и ценностями, которые будут транслироваться потом и в российском филиале. Ирина Рейдер, директор Uber по региональному развитию, рассказывала, что все новые сотрудники должны побывать в офисе компании в Сан-Франциско, где они проходят 4-дневный курс о ценностях Uber.

Слово «стажировка» упоминается в 3471 вакансии, опубликованной на Зарплата.ру. В основном ее предлагают в сфере торговли: продавцам, администраторам и управляющим магазинов.

«Стажировка перед трудоустройством — распространенный метод работы с принимаемым на работу сотрудником, — рассуждает Лариса Богданова и приводит пример: — Однажды международная компания предложила нашему кандидату на вакансию "технический специалист" приехать во Францию на 6 месяцев для знакомства с производством. Были оплачены проживание и авиабилеты. В течение всей стажировки проводилось обучение. По окончании обучения специалист приехал работать в екатеринбургское представительство». Другой сотрудник той же компании ездил на стажировку перед строительством завода в Курганской области.

«Стажировки вполне актуальны для рекламного бизнеса. Чуть менее — для IT-бизнеса. Потому что получить необходимые знания, кроме как "в боевых условиях", практически негде», — добавляет Владимир Алексеев, генеральный директор компании «Брайс».

Тестовый период позволяет познакомиться с правилами работы и коллективом — в это время обе стороны могут приглядеться, подходят ли друг другу. Стажировки часто устраивают для старшекурсников и студентов, добавляет Дмитрий Кузнецов, финансовый директор «Параллакс».

Многие компании вводят специальные стажерские программы для начинающих специалистов. Они длятся около года, оплата зависит от сферы и компании, средний уровень по рынку — от 40 тыс. руб., пояснила Татьяна Гусева, менеджер по развитию бренда «Лаборатории Касперского». Она затруднилась сказать, сколько процентов стажеров после подобных программ потом попадают в штат: «Любая стажировка требует вложения значительных инвестиций, поэтому чаще всего компании стараются взять как можно больше выпускников программ, показавших хорошие результаты».

Основная опасность для компаний среднего уровня — новички используют стажировку как трамплин, чтобы

«получить опыт, знания и попытаться быстро запрыгнуть в топовую компанию своей индустрии. Часто в такой ситуации проигравшим оказывается работодатель, который вкладывал ресурсы в стажера, а в итоге остается снова без сотрудника и всё начинается заново», —

резюмирует Владимир Алексеев. По его словам, это актуально для рекламных агентств или digital-продакшн.

Максима взяли на работу в сеть гипермаркетов — помощником руководителя. Однако сперва собственник хотел, чтобы новичок «узнал компанию изнутри». Максим проработал по 2–3 недели практически во всех отделах: охранником, кассиром, администратором торгового зала и даже бухгалтером. Но даже спустя полгода обещанной должности он не получил. Выплаты были смешными, едва хватало на питание и проезд. Через полгода Максим плюнул и уволился.

«Метод стажировок может быть полезным и выгодным для работодателя, а вот для соискателей, скорее всего, — это большой риск и незащищенность, — считает Лариса Богданова. —

Обычно новичок не подписывает никакие документы, а значит, присутствуют только устные договоренности, которые могут быть отменены по желанию работодателя».

«К сожалению, в рамках нашей страны вероятность попасть на недобросовестного работодателя и, получив предложение на офисную работу, по факту трудиться "на кухне" или "у станка" велика», — говорит Лариса Богданова, директор кадрового агентства IBC Human Resources & IBC Business Education. Она советует поискать отзывы о компании в Сети и расспросить сотрудников о реальных перспективах.

«Чаще всего такой метод длительных стажировок без обязательств применяют непубличные компании (с непрозрачными системами заработной платы). Их цель — минимизировать риски при приеме на работу, сэкономить время на документооборот и адаптацию новичка, а иногда даже сэкономить деньги на неудавшейся стажировке. Соискатели часто соглашаются на такой риск, если других предложений о работе нет, срочно нужна работа, жить не на что, мотивируя себя тем, что тебя выбирают, и ты тоже выбираешь. Хотя это иллюзия принятия решения со стороны соискателя, и по факту согласие от безысходности», — резюмирует эксперт.

Мария Каргаполова
Фото depositphotos.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства