Согласно последним опубликованным Министерством угольной промышленности Кузбасса данным за июль, с начала 2023 года кузбасские предприятия отгрузили на 1,3 миллиона тонн угля меньше, чем в 2022 году. В основном снижение связано с уменьшением отгрузки в западном направлении (-4,7 миллиона тонн к уровню 2022 года). Эксперт по региональной политике и профессор МГУ Наталья Зубаревич во время большого интервью NGS42.RU объяснила, чем для Кузбасса грозит снижение отгрузок угля.
По словам Зубаревич, пока снижение темпов отгрузки угля на Запад не сильно отразилось на жизни кузбассовцев, в том числе на работе шахт и перерабатывающих предприятий. По данным эксперта, в первом полугодии 2023 года угольщики региона, несмотря на санкции, так и не снизили объемы добычи топлива, а даже увеличили. Как отмечает профессор МГУ, таким образом предприятия Кемеровской области и создают опасную ситуацию, ведь долгое хранение угля на складах может привести к огромным убыткам.
— Вопрос, как это будет вывозиться, поскольку европейский рынок закрыт, а Транссиб не в состоянии перевезти те объемы, которые добывает Кузбасс. Эта проблема уже долгосрочная. Частичное ее решение попытались найти, направив перевозки в порты Черного моря. Что-то кругом везут на мурманский порт. Тут ситуация очень простая. До тех пор, пока мировые цены на уголь будут благоприятными, [угольщики] могут покрывать этим удорожание логистики. Но если мировые цены пойдут вниз, как следствие, часть экспорта будет нерентабельной, убыточной, — отмечает специалист.
По мнению Зубаревич, угольщикам не стоит ждать, что большую часть добываемого угля получиться экспортировать в страны Востока, так как сейчас железные и морские пути заняты и другими грузами, в том числе контейнерными.
Во время разговора с корреспондентом NGS42.RU регионовед отметила, что при такой ситуации вскоре угольные компании Кузбасса могут решить сократить добычу. Как это повлияет на бюджет области, эксперт пока сказать не может. Отметим, что большая часть доходов в казну региона составляют налоги на прибыль от добывающих компаний.
— Об ущербах говорить рано. Их по большому счету нет. 2022 год бюджет Кузбасса закончил неплохо, потому что были шикарные цены на уголь. У угольных компаний — большая прибыль, и, как следствие, в казну от них приходили огромные налоги. По 2023 году у меня есть статистика лишь по регионам России в целом, но и здесь цифры в плюсе. Правда, все доходы в бюджет считаются просто в рублях, без учета инфляции, но тем не менее этот рост ее перекрывает, — объясняет Наталья Зубаревич.
Напомним, в полной версии интервью Наталья Зубаревич также объяснила, с чем связан рост цен на жилье, почему Кемеровская область не может стать привлекательной для жизни и как побороть нехватку врачей в регионе.