![«Договор с РЖД не спасет»: известный регионовед объяснила, почему кузбассовцы остались без угля Угольщики не получает той большой прибыли как раньше | Источник: Ксения Филимонова / IRCITY.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/7f/96/9f7f960db1d4569b3e66d349eb9f8dbe/656x438_1:5543_a972ffb0c1300544c45cea58d394c67f@2500x1667_0xza7YgnpJ_3975952053812382773.jpg.webp)
Угольщики не получает той большой прибыли как раньше
Дополнительный договор с РЖД и деньги из федеральной казны не помогут угольщикам Кузбасса побороть кризис. Несмотря на надежды властей, некоторые компании региона могут закрыться, сказала 10 февраля редакции NGS42 главный научный сотрудник НИУ ВШЭ, специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич.
Как считает эксперт, то, что кузбассовцы больше не смогут получать сортовой уголь по льготе — это результат кризиса в отрасли. Себестоимость добычи топлива стала выше цены, по которой оно продавалось в регион. По итогу, компаниям стало невыгодно вывозить «черное золото» местным жителям.
Зубаревич отмечает, что, возможно, через некоторое время бизнес и власти Кузбасса договорятся, к примеру, поднять отпускную стоимость. Тогда льготный сортовой уголь вновь появится в домах сибиряков.
По словам регионоведа, только высокие цены на уголь вытащат Кемеровскую область из кризиса. Дополнительные соглашения об экспорте и расширение железных дорог сейчас не помогут шахтам, разрезам и обогатительным фабрикам.
— Слушайте, у российского угля основное направление — это Китай. Объем экспорта сократился на 27%. Соответственно, китайцы ввели пошлины на российский уголь. Даже если РЖД будет побольше возить, при низких мировых ценах на уголь — это не спасет. Это немного поможет бизнесу. Но сказать, что это решит все проблемы, я не могу. Есть общий консенсус аналитиков, который считает, что крупные компании продержаться, а вот для средних и небольших банкротство приближается, — сказал NGS42 экономист.
Недавно председатель правительства Кузбасса Андрей Панов рассказал о мерах, которые нужно принять для преодоления кризиса в угольной сфере. Среди них — договор с РЖД о фиксированном объеме экспорта топлива на Восток и отмена пошлин.
К началу 2025 года кризис в угольной сфере привел к приостановке работы восьми шахт и сокращению бюджета более чем на 40 млрд рублей.