Мы поговорили с четырьмя учителями, которые в 2020 году получили по федеральной программе миллион за переезд в сельскую местность, об их работе. Они честно рассказали, с какими трудностями столкнулись, как их приняли в коллективе и отличаются ли школьники в городе и деревне.
В 2020 году в России стартовал федеральный проект «Земский учитель». По этой программе педагоги могли переехать в малый город или село и получить 1 миллион рублей. Эти деньги учителя могли потратить на свое усмотрение. Единственное условие — нужно отработать 5 лет.
В Кузбассе по этой программе в прошлом году устроились работать 39 педагогов. Учителя приехали в том числе из Новосибирской, Томской, Московской областей, Дагестана, Красноярского края, Алтая и других регионов. В 2021 году стать «земскими учителями» могут 35 педагогов.
Четыре учителя рассказали NGS42.RU, почему решились на переезд и оправдались ли их ожидания.
«Ипотека сыграла большую роль»
Анна Чернявская преподает английский язык в Арлюкской школе (Юргинский округ). Она переехала в Кузбасс из Новосибирской области еще в 2006 году. С тех пор она работала педагогом в школах № 15 и 8 и лицее Юрги. Девушка рассказала корреспонденту NGS42.RU, что несколько раз собиралась сменить сферу деятельности, но в итоге осталась работать с детьми.
В прошлом году, когда девушка была в отпуске, ей неожиданно поступило предложение стать «земским учителем». Анна признается, что не занималась поиском новой работы, потому что ее всё устраивало, но возможность получить миллион сыграла свою решающую роль. На тот момент девушка уже взяла в ипотеку квартиру в Юрге.
— Программа «Земский учитель» дала возможность погасить эту ипотеку в полном объеме. Квартира находится в Юрге, я там уже прописана и планирую жить после истечения контракта. Во-первых, потому что Юрга недалеко от места, где живет моя мама, это очень удобно. Во-вторых, мне там комфортно. Я поездила по крупным городам Сибири и почти год жила в Москве, но именно в Юрге мне комфортно, я чувствую его своим по энергетике, по размеренному ритму, — рассказывает Анна Чернявская.
На срок договора администрация поселковой школы сделала всё возможное для комфортной работы педагога — Анне дали двухкомнатную квартиру с центральным отоплением и водоснабжением. Зарплата в Арлюкской СОШ оказалась даже чуть выше, чем в юргинском лицее — больше часов. Девушка преподает английский язык со 2-го по 8-й класс.
Анна отмечает, что для нее самая большая сложность на данный момент — чувство невостребованности.
— У детей в городе есть понимание, для чего им нужны школьные знания, даже если это никак не понадобится в жизни. Здесь зачастую ребенок не понимает, зачем ему это нужно. Соответственно, и результата не будет, ребенку просто неинтересно. И что бы ты ни делал, этого недостаточно. Все-таки это колоссальная работа не только одного учителя. Раньше я на это внимания не обращала, — говорит педагог.
Работу в сельской школе Анна воспринимает как жизненный урок и переосмысление ценностей. В Юрге у девушки была уже устоявшаяся жизнь, а при переезде ей пришлось выйти из этой сложившейся зоны комфорта.
— Раньше в своей работе я не сталкивалась с такими поведенческими моментами, которые проявляют дети здесь. В Юргинском лицее я работала на свои личные баллы. А здесь понимаешь, что твоя профессия связана не просто с сухой передачей знаний, не с балловой системой, это что-то большее, — отмечает Анна.
Педагог говорит, что только после переезда осознала, что ученик может быть не готов к занятиям или невнимателен на уроке из-за проблем дома. И в такие моменты важнее ребенку дать поддержку, чем поставить оценку.
— Первые два месяца я была в очень депрессивном состоянии, потому что наблюдать это, когда ты не подготовлен, очень тяжело. Потом адаптируешься, пробуешь как-то по-другому вести себя и над моделью поведения своего работаешь, и над подачей материала. Даже в таких стесненных условиях есть над чем работать. Пока проблемы с отзывчивостью. Маленькие дети (2–4-й класс) более контактные, мобильные. Они могут подойти, обнять. А чем старше, тем более зажатым, закрытым ребенок становится, — рассказывает учительница английского.
Анна поясняет, что разница есть и в родителях. В деревенской школе встречаются родители, которые вечно всем недовольны и перекладывают ответственность на других. Но в основной массе родители с уважением относятся к учителям и больше доверяют педагогам, чем в городе.
«Мне очень понравилась природа, и я захотела здесь жить»
Дарья Кулагина преподает русский язык и литературу в школе № 1 в Таштаголе. Последние 7 лет она жила в Кемерово — сначала училась в КемГУ, а потом осталась работать. При этом сразу после вуза девушка не пошла работать в школу — испугалась низкой зарплаты и бумажной волокиты. Знакомые, которые работают в сфере образования, рассказали ей про программу «Земский учитель», и Дарья решила отправить документы.
— У меня мама, тетя и другие родственники работают в школе. И я знала, сколько времени они там проводят. Поэтому не пошла преподавать сразу после вуза — побоялась. Но до «Земского учителя» где-то год думала о том, что хотела бы попробовать вести уроки. А тут и такое подспорье в виде миллиона, и просто так не сбежишь при первых трудностях, — рассказывает Дарья.
Таштагол девушка выбрала потому, что там живут родственники, у которых она была несколько раз. Ей понравилась природа, и Дарья с мужем решилась на переезд. По словам девушки, они изначально решили, что сразу потратят миллион на покупку квартиры, а первое время поживут у родственников. Поэтому Дарья не интересовалась, могут ли им с мужем предоставить жилье.
— Миллион получила почти сразу после начала работы. Когда пришло сообщение о поступлении, я несколько минут считала количество нулей и не верила, что правда. Эти деньги мы поделили — часть потратили на первый взнос ипотеки, примерно 600 тысяч, а остальное оставили на ремонт. Ведь мы всё время жили на съемных квартирах, поэтому нет ни техники, ни мебели своей никакой, — рассказала Дарья Кулагина.
Девушка пояснила, что ее ожидания совпали с реальностью и даже превзошли. Например, Дарья думала, что будет получать 20 тысяч рублей, но зарплата оказалась больше — девушка получает доплату как молодой специалист. Также она взяла классное руководство и 0,5 ставки педагога-организатора среднего звена.
Однако, как и представляла Дарья, ей приходится уделять работе много времени — проверять тетради и выставлять оценки приходится иногда по вечерам и на выходных. От этого появляется усталость.
— Какого-то негатива из-за отсутствия опыта со стороны коллектива я не встретила. В том числе потому, что школу отремонтировали недавно. Пока был ремонт, учителей и детей расформировали по другим школам. И некоторые педагоги обратно не вернулись. Поэтому коллектив обновился, вместе со мной пришли еще три новых учителя, они в начальном звене работают. Одна коллега пришла работать сразу после педагогического колледжа. Так что директор, наоборот, положительно смотрит на молодых педагогов, — рассказала Дарья Кулагина.
По словам Дарьи, обновление коллектива сыграло на руку и во время дистанционки — молодые педагоги быстро смогли организовать учебный процесс онлайн.
Девушка преподает сейчас у параллели 5-х классов. Ей нравится вести уроки и заниматься внеурочной деятельностью с детьми. Например, недавно одна из ее учениц заняла первое место в районном конкурсе «Лидер-2021». Для Дарьи это особая гордость.
Конфликтов с детьми или родителями у нее не возникало. Но были моменты непонимания. Например, девушка рассказала, что однажды не успела вечером в пятницу заполнить электронный журнал и написать домашнее задание. Она подумала, что ничего страшного не произойдет, ведь ученики получили задание еще на уроке. Но утром ее разбудила завуч — родители пожаловались, что молодой педагог забывает про «домашку».
В противовес этой истории Дарья вспомнила, что в конце 2020-го на одном из школьных праздников кто-то негативно высказался в ее сторону. А родители ее учеников заступились.
«Я ехала в никуда»
Анастасия Филиппова — учитель начальных классов в школе № 16 в Берёзовском. Она переехала в Кузбасс из Забайкальского края. До того как начать работать в Берёзовском, девушка никогда не была в Кузбассе. Участвовать в программе ей предложила однокурсница, которая чуть раньше подала необходимые документы. Анастасия посмотрела информацию про Кемеровскую область и решилась на переезд.
— Мои ожидания оправдались, мне здесь понравилось. Город небольшой, но такой уютный. И снега много, в Забайкальском крае зимы могут быть совсем бесснежными. А тут мы с ребенком на лыжах ходим. Администрация с директором мне помогли с переездом, дали трехкомнатную квартиру с хорошим ремонтом. Переезжать боялась, особенно с ребенком, потому что ехала в никуда. Но очень хотела уехать из Забайкальского края, мечта такая была. Поэтому решилась. Продала там вообще всё полностью: и недвижимость, и автомобиль. Так что возвращаться некуда, да и не планирую, — объясняет Анастасия Филиппова.
Девушка рассказывает, что коллектив школы принял ее хорошо и конфликтов не возникало. Сын-третьеклассник тоже достаточно быстро привык к жизни в новом городе, нашел друзей.
— Зарплата немного меньше, чем там, но здесь и нагрузка меньше. Я знала, на что еду, сколько часов. Сейчас у меня 4-й класс. Конечно, не очень удобно, что не с самого начала ведешь детей. Но ребята быстро привыкли, мне с ними довольно комфортно работать. Конфликтов ни с кем не было, — рассказывает Анастасия.
Девушка пояснила, что перед тем, как начать работать, встретилась с родителями учеников. Они задали друг другу все интересующие вопросы, обменялись номерами. Родители рассказали, что учитель у их класса меняется уже не первый раз.
Педагог отмечает, что иногда ее тянет обратно в Забайкальский край, потому что там родственники и друзья. Но девушка не считает это большой проблемой. Ей настолько понравилось жить и работать в Кемеровской области, что она зовет сюда на работу бывших коллег.
Миллион Анастасия еще не потратила и не планирует этого делать до окончания договора. На что потратить деньги через 5 лет, она еще не решила, но, скорее всего, вложит их в приобретение квартиры.
«Дистанционка в Кузбассе далась проще
»
Надежда Черенцова — учитель английского языка в школе № 16 в Берёзовском. До переезда в Берёзовский Надежда с мужем жили в поселке в Новосибирской области. Как рассказала девушка, там ее супруг не мог найти работу по специальности и постоянно ездил на вахту. Это стало одним из аргументов в пользу переезда.
— Там, где мы жили, мужу проблематично было с работой, ему всё время приходилось ездить на вахту. А здесь карьерный рост возможен, да и мне для развития больше вариантов. Все-таки школа здесь больше. При переезде нам помогли, квартиру тоже дали с временной пропиской. Трудностей особо ни с детьми, ни с коллективом не было, — рассказывает Надежда.
Педагог добавила, что в Берёзовском дети более технически подкованные, но уровень культурного развития в Новосибирской области все-таки больше.
Надежда рассказывает, что дистанционка в Кузбассе ей далась намного проще, потому что дети сами знают, как и что включить. В новосибирском поселке, по словам Надежды, многие родители не освоили технику и были проблемы с обучением.
Миллион девушка получила перед Днем учителя. Семья решила не тратить деньги сразу, а немного подкопить и купить жилье в Берёзовском, не влезая в ипотеку.