Развлечения Путешествия по Кузбассу Туризм Сотня км за два дня: репортаж со сплава по темным водам реки Томь в Кузбассе

Сотня км за два дня: репортаж со сплава по темным водам реки Томь в Кузбассе

Штормовые ветра, утопленные вещи и техника, незабываемые ощущения

Рассказываем, какие приключения могут вас ждать на Томи

Мы продолжаем серию материалов об отдыхе в Кузбассе. В прошлый раз мы рассказывали, сколько стоит организовать сплав самому или через турфирму и что нужно взять с собой. В этот раз наш корреспондент с группой единомышленников в течение двух дней прошел по реке Томь порядка 100 км, проплыв от Зеленогорского до города Кемерово. С чем придется столкнуться, чего можно избежать и какие на пути подстерегают опасности — в материале NGS42.RU.

Выбирая между сплавом по Томи или Кии, наша команда решила испытать себя на главной водной артерии Кузбасса по ряду причин: просто организация, доставка на отправную точку, по всей длине маршрута есть сотовая связь и довольно дешево. Каждый из семи участников путешествия отдал за него около 1300 рублей. Вариантов отплытия было два: от Кемерова в сторону поселка Верхотомка или Томской писаницы либо наоборот — приплыть в областную столицу, уйдя выше по течению. Выбор пал на верховье реки.

Добираться до старта решили на общественном, а не личном транспорте, поэтому надо было найти населенный пункт, где остановка находится максимально близко от реки. Таких вариантов было всего три: деревня Старочервово, Береговая или город Зеленогорский, но и первые два отпали из-за относительной близости к Кемерову. Изучив карту, выяснили, что от станции в Зеленогорском до воды всего 2 км или 20 минут ходьбы, а учитывая, что у нас при себе было более 140 кг груза, этот вариант показался идеальным. Но на практике всё вышло не совсем так, как ожидалось.

День первый: отъезд, спуск, ливень


В 15:30 пятницы командой из семи человек, с билетами на автобус до Зеленогорского, мы приехали на проспект Кузнецкий к зданию автовокзала и тут же столкнулись с первой проблемой. Оказалось, что кемеровская станция, судя по всему, не готова к внутрирегиональному туризму. Парковки рядом нет, возможности заехать на территорию тоже, поэтому лодку, катамаран, весла, семь спасжилетов, палатки, спальники, коврики, трубы для крепления, рюкзаки и пакеты с продуктами пришлось носить в несколько заходов из машины, припаркованной почти в 300 метрах от здания автовокзала.

Кстати, в тот день на вокзале не работали туалеты

Следующая проблема — автобусы. Наличие багажных билетов не гарантирует возможности перевозки грузов, так как отсеки могут быть с перегородками, из-за чего в них невозможно вместить предметы длиной свыше 1,8 метра.

— Надо было заранее как-то договариваться, выкупать автобус, может быть, там нет перегородки, я понятия не имею, придет, посмотрим, если есть, то все, съездили, — сказала сотрудница автовокзала, когда увидела количество груза, за час до нашего отъезда.

В 16:50 была объявлена посадка, и контролер, открыв багажные отделения, с радостью сообщил, что перегородок нет, поэтому запихать в них двухметровые трубы мы сможем без проблем. Спустя 10 минут мы благополучно отъехали, а примерно через два часа прибыли в Зеленогорский.

По дороге местная жительница рассказала, что живет в городе уже много лет, знает, что на реке часто рыбачат, но про любителей сплавов ничего не слышала.

— Берег там не очень удобный, да и спуск крутой, не знаю, как вы все свое добро понесете, ну сами увидите, — сказала женщина, после чего закрались сомнения в правильном выборе стартовой точки.

Буквально в десятке метров от станции проходит дорога, за которой начинается заросший парк «Планета Железяка», где стоят металлические скульптуры героев сказок и мультфильмов. За ним, если смотреть по карте, практически сразу начиналась прибрежная линия.

Засматриваться на скульптуры особо было некогда, так как комары и мошки, прятавшиеся в высокой траве, беспощадно кусали, не обращая внимания на едкий запах химии, которой мы брызгались перед этим. Буквально за пару минут пробежав парк, мы увидели тот самый крутой спуск, о котором нас предупреждала пассажирка автобуса.

Спускаясь по узким и мокрым бетонным плитам этой недолестницы, каждый из нас как минимум раз упал, врезался в металлические ограждения и укатился в заросли крапивы, которую явно не косили с начала лета.

На самом деле спуск — единственная серьезная проблема для старта сплава

Покусанные и с ожогами, мы спустились в самый низ, сбросили с глинистого обрыва на камни весь свой багаж, так как других вариантов его спустить просто не было, а затем сами, кувыркаясь в грязи, наконец-то вышли на берег. В считанные секунды погода переменилась, солнце затянуло тучами, подул сильный ветер. Переждать медленно начинающийся дождь было негде, поэтому в ускоренном темпе мы накачали и собрали катамаран, лодку, в которую побросали все свои вещи, и спустили судна на воду. В ту же минуту нас накрыло мощным ливнем. В 19:50 нами был официально дан старт путешествию.

Забегая вперед отмечу, что за три дня сплава только последние 5 часов плыли под солнечными лучами, а все остальное время шел либо дождик, либо все небо было затянуто тучами.

Дождь прекратился, тучи немного разошлись, но солнца уже не хватало, чтобы высушить вещи. Проплыв порядка 4 км, мы поняли, что в расчетах времени сплава мы сильно ошиблись. Томь обмелела из-за жары, и течение в ней стало гораздо медленнее, чем мы ожидали: около 3 км/ч, а не 5,5, как написано на различных интернет-ресурсах. Из этого следовало, что для возвращения в город вовремя нам придется грести в два раза сильнее и чаще, чем ожидалось.

Совет: на сплав от Зеленогорского до Кемерова лучше закладывать три дня и отплывать со старта в период с 10 до 14 часов или раньше.

Виды природы вблизи Зеленогорского не особо впечатляют. В основном это типичная речная линия с невысокими берегами и зарослями. Из красот можно отметить разве что гору, которая возвышается на противоположном от города берегу — на ее вершине растут деревья, а по склонам — цветы.

В лесу, рядом с которым мы встали на ночевку, несмотря на прошедший дождь, нашлись сухие деревья. Разведя костер, мы просушили вещи, а в палатках оборудовали лежаки для сна, использовав спасательные жилеты как подушки. Так как на берегу холоднее, чем на воде, согревались не только у огня, но и алкоголем. Решив, что с утра встанем как можно раньше, около полуночи мы разошлись по палаткам спать.

День второй: 40 км на веслах, безумная красота, шторм


Женщина в автобусе не обманула, когда сказала про большое количество рыбаков. Всю ночь были слышны звуки моторных лодок, а ближе к рассвету на берег вышли мужчины с удочками. Собрать вещи и отчалить от места ночлега нам удалось только к 10 утра — на полтора часа позже запланированного.

До Крапивинского, который находится примерно в 10 км ниже по течению, плыли около трех часов, от случая к случаю подгребая, чтобы судно шло ровно. На берегах в зарослях деревьев прятались частные дома, на водопой к реке выходили коровы и лошади. Опять же, ничего особо примечательного. Пополнив запасы в местном магазине, мы вновь пустились в плаванье.

Вскоре постройки скрылись за изгибом Томи, вышло солнце, и только в этот момент впервые мы прочувствовали природную красоту: тихо журчит река, туда-сюда носятся ласточки, берега реки утопают в зелени, и куда ни посмотришь — всюду небо с облаками всевозможных форм, свободное от домов, проводов, труб и других строений, к которым мы привыкли в городе. Каждые два-три километра на горизонте появлялись новые острова: большие и маленькие, совершенно пустые или поросшие травой и кустарниками настолько, что к ним даже не подойти, встречались даже те, на которых были небольшие озера. На каждом из них хотелось остановится, пройтись, просто полежать на гальке или песке.

Еще одно весомое отличие — воздух. В Крапивинском округе практически нет предприятий, которыми богаты Кемерово или Новокузнецк, нет шахт и разрезов. Лиственные леса и тайга ощущаются в каждом вдохе, воздух чист и насыщен запахами всевозможных цветов и растений.

Иногда попались тихие заводи, где течение практически прекращалось. Едва не касаясь бортов, к суднам подступали заросли камышей, тут и там плескались рыбешки, тишина, покой и умиротворение не отпускали, грести совершенно не хотелось. Но время беспощадно поджимало.

Стоянок на обед решили не делать и плыть до тех пор, пока не кончатся запасы чая и кофе в термосах. Когда это происходило, мы причаливали к берегу, на горелке кипятили воду, разминались и снова отправлялись в путь. Практически 20 км мы гребли безостановочно, пока не подошли к утесам вблизи деревни Ивановка. Когда-то в ней жили известные кузбасские художники Виктор Зевакин и Анатолий Чернов, в работах которых часто встречаются пейзажи, нарисованные с побережья Томи. Обойдя очередной остров, мы увидели величественную гору, полностью покрытую хвойными деревьями.

Та самая Галина

— Тут вообще-то родина моя, дома уже не осталось, но я бы прогулялась, — сказала Галина, одна из участниц сплава, когда мы подплывали к населенному пункту.

— Мы, по ходу, вообще приплыли, — ответил ей Алексей, другой член команды, и указал на гору, которая исчезла в сером тумане приближающегося ливня.

Как и в первый день сплава, солнце резко скрылось в черных тучах, сильный ветер начал рвать дождевики, а рыбаки, увидев стену дождя и сверкание молний, спрятались в припаркованных машинах. В этот момент мы встали ровно посреди реки, поискав дно веслами и убедившись, что его нет, мы стали готовиться к неизбежному.

С каждой секундой ветер становился сильнее, волны все активнее раскачивали лодку с нашими вещами; чтобы хоть как-то ее зафиксировать, мы подтащили ее ближе к катамарану и немного зажали между баллонами. Глядя на сидящих в авто рыбаков, мы поняли, что ветром нас оттаскивает в обратную сторону, вверх по течению реки. Резким порывом ветра сорвало ткань, прикрывающую вещи на лодке, и в тот же момент ливень дошел до нас. Дождевики не спасали от потоков, лившихся с неба, лодка, набрав воды от волн, заметно просела и едва не тонула, нам оставалось только сильнее держать ее, рискуя в любой момент свалиться за борт.

Сложно сказать, сколько все продолжалось, но этого хватило, чтобы промокнуть до кончиков пальцев ног. Когда все стихло, мы вычерпали воду из лодки и продолжили плыть дальше. До Кемерова оставалось еще около 65 км.

Практически до самого вечера мы шли на веслах, сопровождал нас в этом путешествии дождь, иногда уступая место солнцу. В один из таких моментов мы сошли на берег и услышали шум работающей техники. Пройдя буквально сотню метров, мы увидели предприятие по добыче песка, воду для этого качают из Томи.

Неподалеку от Березовки оказался дикий пляж, с десятками машин и большим количеством отдыхающих. Это одно из самых запоминающихся мест реки: более трех километров засыпанного камнями берега с полным отсутствием растительности с одной стороны и горные кручи с соснами и елями с другой.

Ночевать мы причалили к Тюльберскому городку около 10 часов вечера, и только там смогли оценить ущерб, причиненный штормовым ливнем у Ивановки. Телефон Гали во время дождя был в чехле, но он раскрылся и набрал воды. Вынутый из рюкзака гаджет за 30 с лишним тысяч рублей буквально плавал в пакете. Все вещи были мокрые, две палатки, спальники, коврики, которые стелили на дно, также были абсолютно сырые. В этот раз сухих веток практически не было, поэтому развести нормальный костер не удалось, спать пришлось практически на голых камнях. Температура в ту ночь опускалась до 13 градусов тепла, но у воды казалось, что гораздо холоднее. Галина сказала, что больше никогда не пойдет на сплавы.

День третий: жаркий финиш


Утро последнего дня сплава было туманным. После завтрака нам предстояло проплыть, сев на катамаран в еще мокрых вещах и под серым небосводом, еще порядка 40 км. Первую четверть пути мы прошли без особых приключений. К обеду на горизонте показалось Старочервово, а тоскливые тучи растворились в лучах жаркого солнца. Поселки и деревушки стали активно сменять друг друга, река после Шевелей стала заметно быстрее. Также все чаще стали попадаться отмели и протяженные острова. Особо запоминающиеся — у эко-парка Притомье и Печатника-Новостройки. В обоих случаях это скорее архипелаги, где довольно легко сесть на мель, с зарослями, неожиданными изгибами и течением, которое порой идет в обратную сторону, упираясь в скрытый под небольшим уровнем воды островок.

Неподалеку от Елыкаево по правом берегу реки над водой возвышаются горы, рядом с которыми тут и там от гостиниц и турбаз спускаются не внушающие доверия лестницы.

Приближаясь к Металлплощадке стала заметна серая дымка — неизбежный спутник всех промышленных городов, и чем ближе мы подплывали к городу, тем воздух становился хуже, но вместе с тем более привычным.

Последние 5 км сплава мы уже не гребли — не было сил, волны реки просто несли нас вперед. Около 16 часов стало понятно, что дойти до конечной точки путешествия — Красного озера — мы не сможем, поэтому финишировали в районе прибрежного кафе в Сухово, в общей сложности пройдя почти 95 км.

Только сойдя на берег, мы поняли, насколько действительно устали, а заодно и факт того, что последние несколько часов, проведенных под солнцепеком, нам еще аукнутся обгоревшими носами, спинами и конечностями.

Неделю спустя


Окончательно придя в себя, осмыслив все произошедшее, обсуждая сплав, наша команда пришла к единому мнению — это было круто и обязательно надо повторить. Отправляясь в путешествие по реке, надо понимать, что нельзя будет все бросить и уйти — до «цивилизации» несколько километров тайги, полей, болот. Ты будешь лишен многих привычных вещей — кровати, телевизора, всевозможного комфорта, микроволновок и фастфуда. В конце концов, есть шанс утопить свой телефон или камеру, как это вышло с Галей, но вскоре понимаешь, какие это мелочи. Ее мнение о путешествии, которое она написала в своих соцсетях — лишь подтверждение всего вышесказанного.

Сплав — это концентрат жизни. В самые ограниченные сроки, буквально в несколько дней, вы испытываете гамму ощущений от радости до отчаянья, от гармонии до раздрая, от чувства единения с членами группы до полного отчуждения. Резкая смена погоды резкоконтинентального климата заставляет быстро адаптироваться к изменчивости обстоятельств, учит воспринимать неспокойное течение жизни как есть — со всеми удачными и неудачными поворотами. В конце этого пути, если вы хоть немного умеете учиться, вы обязательно испытаете глубокое чувство удовлетворения, что преодолели нечто сложное, увидели нечто прекрасное, были частью команды авантюристов и научились грести к цели «во что бы то ни стало»!


Неделю назад на сплаве я потеряла довольно дорогой для меня телефон. На второй день пути у большинства членов нашей команды промокли все вещи и частично еда. Нам пришлось спать втроем в неисправной палатке на двух тонких подстилках под одним влажным шерстяным одеялом. В пути мы замерзали, уставали, солнце хорошенько «поджарило» наши ноги и лица. И всё же… я ни о чём не жалею. Потому что преодолеть сложный путь с потерями и травмами лучше, чем его вообще никогда не начинать!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Знакомства
Объявления