Спорт Путешествия по Кузбассу Туризм спецпроект Поплыли!: рассказываем, что взять с собой на сплав в Кузбассе и сколько это будет стоить

Поплыли!: рассказываем, что взять с собой на сплав в Кузбассе и сколько это будет стоить

Самому организовать дешевле, но многое надо учесть

Сплавы по Кие и Томи различаются только количеством запасов еды

В Кемеровской области по-настоящему богатая природа: горы, реки, озера, водопады, горнолыжные склоны, леса, таежные экотропы и многое другое. Но отдых в том же Шерегеше, который почти 50 лет был любимым местом жителей региона, с каждым годом становится всё дороже и позволить его могут далеко не все.

Но это зимние забавы, а чем заняться летом в Кузбассе? Можно пойти в поход в Поднебесные Зубья, выбраться с палатками на какое-нибудь озеро, либо уйти в плаванье по реке. Сплав — слово знакомое многим, но не каждый хоть раз в жизни решался на него. Этим материалом мы открываем серию статей о бюджетном и доступном отдыхе в Кемеровской области. Сегодня вы узнаете, как подготовиться к сплаву и во сколько это удовольствие обойдется для вашего кошелька.

В Кузбассе есть несколько рек, по которым регулярно сплавляются любители активного отдыха. Главная водная артерия региона — Томь, проходящая по северу — Кия, и южная — Мрассу. Есть и более экстремальные варианты с повышенной сложностью, но мы расскажем о тех, куда можно отправиться людям с нулевым уровнем физической подготовки и опытом или детьми. В принципе, для сплава по Томи и Кие даже не обязательно уметь плавать. И если вы думаете, что Томь не сможет удивить, так как вы видите ее каждый день, то это не так. Река с берега и с воды — совершенно разная.

Что нужно для сплава?


Реки Кузбасса доступны для сплава и на обычных лодках, но в них не так удобно

Самое главное, это катамаран — надувное плавсредство, одновременно на котором может находиться от четырех до восьми человек. Конечно, плыть можно и на обычных лодках, но у «катов» есть свои преимущества:

  • высота посадки — пассажиры находятся выше уровня воды, от чего шансов намокнуть меньше;

  • устойчивость — катамараны очень сложно перевернуть, даже на высоких порогах;

  • надежность — порвать судно об камни проблематично, дно надежно защищено. Конечно, удара ножом оно не выдержит;

  • грузоподъемность — даже самый маленький «кат» может с легкостью нести по волнам от 400 кг: 4–5 человек со снаряжением;

  • эргономичность и управляемость — рулить катамараном на равнинной реке может даже один человек, накачать его он также сможет без особого труда, правда, это займет много времени.

Но есть и минусы: материал судна грубый, плавать в шортах и майке от этого не очень приятно — кожа стирается довольно быстро. Палуба, трубы и вес сложенного судна — около 50 кг, много идти с этим всем неудобно, потому лучше довозить его непосредственно до берега.

Купить «кат» — очень дорого. Их цены начинаются от 60 тысяч за новый, б/у немногим дешевле — от 40 тысяч рублей. Но есть прокаты, объявления с предложениями встречаются на том же «Авито». Цены начинаются от 500 рублей с человека за сутки эксплуатации и до 3000 рублей в день — за судно со всех. Основная проблема, что бронировать надо заранее, арендуют их в течение всего летнего сезона.

Как показывает практика, для комфортного плавания порой необходима лодка, в которую можно сложить всё снаряжение. Это позволит спокойно перемещаться по катамарану, например, чтобы нырять в реку во время купания, да и облегчит его. Впрочем, этот пункт необязательный.

Спасательные жилеты и весла — без первых вас как минимум могут оштрафовать сотрудники ГИМС, да и в них всё же спокойнее, особенно тем, кто не умеет плавать. А без весел вы не сможете управлять катамараном. Как правило, в аренду сдают сразу весь набор: судно, жилеты, весла, но всё же лучше уточнять этот момент.

Теплой одежды лучше брать с запасом

Палатка, спальник, туристический коврик — на время сплава это ваш дом и кровать. Часто от начинающих путешественников можно услышать, что они готовы спать на голых камнях, укрывшись собственной кофтой, но после первого похода и застуженных почек или цистита бравада пропадает.

Если вы соберетесь идти семьей или дружной командой, то можно взять в аренду или купить большую палатку на 4–6 человек. Спальники лучше брать индивидуальные, но довольно часто один растягивают на полу, а вторым укрываются сразу два-три человека. Удобно и тепло. Хорошей альтернативой туристическим коврикам служат утеплители, которые можно найти в строительных магазинах. По толщине они примерно такие же — около 5 мм (10 — если сложить пополам. — Лайфхак ред.), но стоят гораздо дешевле.

Одежда. Тут надо опираться на собственные ощущения. Если вы часто мерзнете, то берите с собой несколько пар штанов, носков и свитеров. В любом случае должен быть запас сухих вещей. Как бы парадоксально это не звучало, но непосредственно на реке холодно не бывает. Всё меняется, когда сходишь на берег, где замерзаешь в считаные минуты. На ноги — кроксы, резиновые сандали с закрытой пяткой или сапоги.

Посуда и гигиена. Тут всё очевидно: ложки, кружки, вилки, ножи (пойдут даже одноразовые. — Лайфхак ред.). Обязательно должен быть котелок для приготовления пищи на всех участников сплава и термос. Мыло, полотенце, зубные щетка и паста, туалетная бумага и прочие средства гигиены.

Еда и напитки. Тут тоже «стандартный» набор туриста: консервы, лапша, гречка (подойдет любая крупа по вкусу), лук и морковь, специи, соль, чай, кофе. Также стоит взять сладости, которые хорошо восполняют силы и поднимают настроение: конфеты, вафли, нуга, печенье. Воды лучше взять пару пятилитровых бутылок, по дороге могут встречаться ручьи, но так надежнее. Спиртное — по желанию, но употреблять лучше на берегу, а не во время плавания. Количество продуктов и воды зависит от того, сколько дней будет продолжаться сплав.

Неочевидные вещи


Кепка или панама — без них ваше лицо обгорит на солнце за пару часов. Да, даже в облачную погоду. Крем от загара — даже в пасмурный день с редкими просветами солнца кожа на воде очень быстро меняет цвет. Средство от москитов — на воде оводы и комары бывают редко, но на берегу этого добра полно. Мешки для мусора — всё, что можно сжечь, уходит в костер, остальное увозится с собой до ближайшего контейнера. Их второе назначение — хранение ваших вещей на воде. Завязанные пакеты с рюкзаками внутри не промокнут под дождем или от волн. Прививка или страховка от клеща — как бы хорошо вы ни плыли, рано или поздно придется сойти на берег, где водятся эти опасные для человека членистоногие. Топор, розжиг — без них костер не развести, и лучше взять с собой несколько зажигалок, чем остаться на острове без огня. Пакет или непромокаемый пакет для телефонов и фототехники — практически все на сплаве, кто-то либо топит, либо заливает мобильник водой.

Откуда плыть?


При «большой» воде маршрут можно пройти примерно за двое суток

Самое доступное для жителей почти всего Кузбасса — Томь, скорость которой от 3 до 5 км в час, в зависимости от времени года и высоты реки — в конце весны — начале лета плыть легче, ближе к июлю–августу водоем мельчает и приходится много грести, чтобы успеть к финишу.

В качестве эксперимента можно попробовать проплыть от Металлплощадки до Красного озера или одного из двух мостов Кемерова. Сплав займет от 2 до 6 часов, за это время вы поймете, как управлять катом и готова ли ваша команда к долгим путешествиям.

Хотите дольше — держите путь в деревню Береговая или Старочервово. Плыть будете весь день и даже останется время на остановку на одном из пяти крупных островов, чтобы, например, пожарить шашлыки, либо посетите «архипелаги» в районе Новостройки.

При наличии трех свободных дней, можно доехать до Зеленогорска и оттуда по воде вернуться в столицу Кузбасса. По пути можно ловить рыбу, в верховьях довольно часто клюют щуки. В ближайшее время мы расскажем более подробно о таком путешествии.

Если времени в достатке, то можно отправиться в плаванье из Новокузнецка или пойти еще дальше — с Междуреченска. Но это скорее для опытных, чем для начинающих туристов. Сплавляться придется минимум неделю, а то и дольше. Правда, по пути можно делать остановки в деревнях и пополнять запасы еды и питья, да и досрочно завершить приключение никто не мешает, главное, чтобы было кому вас забрать или в деревне, где вы остановитесь, регулярно ходили автобусы.

Также можно попробовать стартануть из Кемерова в сторону Верхотомки. В таком случае лучше плыть от Красного озера, чтобы пройти под всеми мостами города. Опять же, заранее надо подумать о вариантах возвращения.

Для команды в шесть человек с учетом проката катамарана и наличии собственного снаряжения, трехдневное путешествие обойдется в 500 — 1500 рублей с каждого.

Ходят легенды, что ранней весной сплав по Кие может занять всего 10 часов

Кия — вторая река, по которой можно сплавляться даже с детьми, но стоить это будет дороже. Для начала придется на машинах или автобусах добраться до Тяжина или поселка Макаракский. Оттуда вас забросят на старт — в деревню Московка, стоить это будет от 3 до 4,5 тысячи рублей на группу до 8 человек. По разбитым дорогам путь займет от 1 до 3 часов, за это время вы успеете посмотреть на красоты природы севера Кузбасса, заброшенные поселки, убитые золотодобытчиками речушки.

Встав на воду, вы попадете в «мечту интроверта» — в течение суток ваш телефон не будет ловить связь, и по пути практически не будет людей. Исключение — другие туристы на «катах», да рыбаки. Как правило, на ночлег встают около 6–7 часов вечера, чтобы на следующий день завершить путешествие в поселке Макаракский, либо проплыв его сплавляются до деревни Чумай.

Возврат от Чумая к «цивилизации» — Макаракскому или Тяжину, стоит дороже — от 8 тысяч рублей.

Таким образом, только на дорогу до реки и от нее надо будет отдать около 12 тысяч рублей, за прокат «катов» — порядка 6 тысяч рублей, к этому надо прибавить стоимость проезда до Макарака или Тяжина. Для команды в 6 человек, у которой есть всё снаряжение, это будет стоить порядка 3800 рублей с каждого. Но стоит учесть, что за эти деньги вы получаете два-три дня сплава по Кие, с ее величественными горами, окружающими реку, запахом тайги, звездным небом и шикарными пейзажами неба.

All inclusive


Если вы не хотите заниматься расчетами, логистикой или сбором команды, то вам можно воспользоваться предложениями тур-команд Кемерова. Например, «Городской клуб туристов» предлагает двухдневный сплав по Кие от Московки до Чумая за 5 тысяч рублей. В эту стоимость входит всё: заброска из Кемерова и возврат в город, аренда «ката», трехразовое питание, ночевка в доме с интернетом и баней.

GeshBus предлагает менее комфортные, но более экстремальные (для неопытного туриста. — Прим. ред.) условия. За 6400 рублей вы отправитесь в двухдневное путешествие по Кие, но спать будете в палатках, при этом выезжать из Кемерова придется в ночь, а сам сплав начнется рано утром. В эту стоимость также включено всё, начиная от еды и заканчивая спасжилетами. Есть и другие предложения, но в целом они ничем не отличаются от перечисленных.

Найти организаторов водных путешествий по главной реке Кузбасса гораздо сложнее. Беглый поиск привел только к группе во «ВКонтакте» «Сплав по Томи», да и то это энтузиасты, которые просто добирают людей в свою команду. Тем не менее присоединиться к ним с учетом трансфера стоит 3 тысячи рублей.

Еще одно предложение нашлось на сайте «Инес тур», где за трехдневное путешествие просят 4400 рублей с человека, что в 4 раза дороже, если организовывать всё самому.

Продолжение следует


Оказалось, что организовать сплав самому дешевле и интереснее, и всё путешествие зависит от того, сколько у вас свободного времени. В ближайшее время мы расскажем о своем опыте таких путешествий, возможно, это поможет спланировать ваш отдых как на Томи, так и на Кие.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства