Грандиозный киносериал о сильной независимой девушке, ведущей народ на баррикады, закончился — на экраны вышли четвертые и последние «Голодные игры». Героиня наконец-то обеими руками взялась за истребление тиранов. А режиссер — за зрелищное разрушение зажравшегося города Капитолия. По такому случаю четвертые «Голодные игры» — первый фильм франшизы в формате 3D.
«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» (The Hunger Games: Mockingjay — Part II; США, 2015) — боевик, антиутопия. Реж. — Фрэнсис Лоуренс («Я — легенда», «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I»). В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Джулианна Мур, Вуди Харрельсон, Дональд Сазерленд. 3D; 137 минут. 16+
Предыстория мира «Голодных игр» такая: после третьей мировой и коллапса цивилизации из пепла Соединенных Штатов поднялось государство Панэм, где любят неоклассицистскую архитектуру и жесткие реалити-шоу. Каждый год из бедных провинций-дистриктов забирают подростков в гладиаторские бои в прямом эфире — телешоу «Голодные игры». Однажды участница «Голодных игр» — хмурая лесная девочка-охотник Китнисс — повела себя непредсказуемо, и так не только выжила (в первом фильме), но и стала иконой назревающего в провинциях протеста (во втором фильме). Протест перешел в полноценную гражданскую войну — повстанцы вовсю используют в пропаганде Китнисс, народную звезду и символ сопротивления, для поднятия боевого духа (в третьем фильме).
Весь этот киносериал по подростковой трилогии Сьюзен Коллинз выходил с 2012 года. За это время — к своим 25 годам — звезда «Голодных игр» Дженнифер Лоуренс превратилась в самую высокооплачиваемую актрису планеты, одну из самых молодых лауреаток «Оскара» и вообще новую Мэрил Стрип (при этом, как и ее героиня из «Голодных игр», Лоуренс сохраняет непосредственность простой девушки из народа). Саму кинофраншизу за это время совсем перестали попрекать тем, что она — стерилизованный клон японской «Королевской битвы».
И в конце концов «Игры» оказались самым лучшим, что кино получило от бума на серийную литературу для young adults (т.е. молодых взрослых: подростков и тех, кто недалеко от них ушел) и ее экранизаций. Конкурирующие предприятия — всякие «Дивергенты» и «Бегущие в лабиринте» — явно уступают.
Как и в случае с другой выдающейся (хотя и неровной) кинофраншизой — «Гарри Поттером», — финальный роман разделили на два фильма. Из невыносимой нежности то ли к нему самому и его сюжетным поворотам, то ли к деньгам, то ли — по обеим причинам. Третий фильм — самый камерный в этом квартете — неторопливо вводит в расклад политических сил в революционном Панэме и не менее мятежное душевное состояние Китнисс.
Вопреки впечатлению, которое складывается после трейлера, битва за Капитолий остается по большому счету за кадром (если она подходит близко, бухгалтер фильма отправляет Китнисс в обморок). Бьшую часть фильма Китнисс — у нее отдельная миссия — с небольшим отрядом пробирается по улицам уже вздыбленного и опаленного войной мегаполиса. Эвакуированные районы города встречают отряд расставленными повсюду ловушками, которые превращают эту войну в очередные голодные игрища (и их тоже снимают отовсюду камеры наблюдения): все что угодно может захлопнуться, схлопнуться, взорваться, ощетиниться пулеметами и захлестнуть улицу цунами из какой-то густой черной жижи. Часть экспедиции проходит в подземельях под Капитолием — там, где сходят с ума рабы-ассенизаторы, а еще ниже — обитают склизские безглазые мутанты-переродки.
В четвертом фильме возвращается и приумножается все, за что полюбили первые и вторые «Игры»: квест через смертельные ловушки, зудящий саспенс, упоение в бою, зрелищность, футуристические костюмы.
А также главное — мощная харизма и игра Дженнифер Лоуренс плюс неглупый взгляд на войну и мир, хлеб и зрелища, политику и масс-медиа. Четвертые «Игры» продолжают линию третьих — героиня все более в смятении от того, что революционеры, к которым она присоединилась, и сами не святые, и если стабильность в Панэме стояла на трупах детей, то и путь к свободе пролегает по ним же. Главный конфликт финала «Голодных игр» — конфликт между целью и методами, между «надо что-то делать!» и отвращением к войне вообще.
В общем — актуальное кино, случайно, но точно параллельное передовицам мировых газет.
«Голодным играм» удается рефлексировать на все эти — не имеющие ответов, жуткие, утыканные неразрешимыми парадоксами — темы, оставаясь в рамках того, чем они вообще-то и являются — блокбастерами по книжке для среднего и старшего школьного возраста, — и сохраняя простоту, увлекательность и нестрашный возрастной рейтинг. Эта способность и делает их таким выдающимся поп-культурным явлением. А также прекрасным пособием по обществоведению для юного зрителя. Серьезно.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru