В прокат вышло кино, о котором много будут говорить — и запишут в списки российских фильмов года. «Страна ОЗ» — это, с одной стороны, — черная и беззастенчивая комедия, снятая одним из самых бесстрашных — в смысле, не боящихся входить в сумрак, — российских режиссеров. А с другой стороны, — это вообще-то новогодняя сказка со звездами — Гошей Куценко, Инной Чуриковой и прочими. Сами создатели жанр этого парадокса изначально определили как «анти-Ёлки».
«Страна ОЗ» (Россия, 2015) — черная комедия. Реж. — Василий Сигарев («Волчок», «Жить»). В ролях: Яна Троянова, Гоша Куценко, Инна Чурикова. 95 минут. 18+
Молчаливая халда Лена, недавно переехавшая из деревни Малые Ляли в Екатеринбург, собирается выйти на работу в киоск во дворах на улице Торфорезов. Новый год уже подступает к горлу. Поиски улицы Торфорезов превращаются в странствие по стране диких чудес: в бетонных лабиринтах и грязных сугробах, где только иногда вспыхнет то гирлянда, то огонек безумия в глазах очередного аборигена.
Лене встречаются то наркоман в астрале (за рулем пойманной ею машины), то подержанный бард, пытающийся песней «милая моя, солнышко лесное» склонить ее к тантрическому сексу, то странный мужик с маленькой собачкой и ящиком фейерверков, то проститутки-снегурочки, нежно нянчащие черный фаллоимитатор, то Инна Чурикова, торгующая «авоном», чтобы прокормить трех приросших к диванам пузатых сыновей в трусах и с пивными сиськами.
Зачарованная странница в этой страшной и смешной сказке, Лена в основном тупо молчит и только отчаянно зажмуривается, когда бард (в дико неловкой и смешной сцене) переходит к решительным сексуальным действиям, которые закончатся надругательством над маленькой собачкой. А когда молчать уже совсем невозможно, произносит две реплики: «А у меня сестра копчик сломала» и «Где улица Торфорезов?».
В прочтении названия есть намеренная путаница. Можно читать его как номер «скорой помощи»: Новый год — праздник токсикологически-травматологический. Можно — как отсылку к сказке Л. Фрэнка Баума, в России более известной в переработке как «Волшебник Изумрудного города». Впрочем, хтонической нутряной жутью, которая прячется в логовах ее чудаков, «Страна ОЗ» ближе к неотредактированным русским народным сказкам.
А еще топание то по грязным дорожкам, то по ледяным горкам, карабкание по балконам Лены — в ее дутых сапожках на тонких ножках и нелепейшем платье с кошечками и черным кружевом в декольте, — напоминает какую-то игрушку-бродилку. Но эта простота на самом деле — простота эффектной композиции, в которой все на своих местах и все работает.
В мелко нарубленных репликах героев «Страны ОЗ» — сплошь натуральная речь с улиц: бранная, узнаваемая, смешная («сухое, но вкусное», — обсуждают вино героини, распивающие в подъезде «Ягу»). Закон о мате — тот же самый, который уже успел поучаствовать в промокампании «Левиафана», появился как раз в начале работы над «Страной ОЗ». Но ее создатели принципиально оставили все диалоги как есть — только запикали мат, чтобы получить прокатное удостоверение.
А еще — сделали трейлер, который сразу должен предупредить — и удержать на безопасном расстоянии — впечатлительных граждан, которые считают, что если бы, например, их соседей показали в кино такими, какие они есть и как они говорят, — это было бы некрасиво и неприлично и иностранные шпионы непременно воспользовались бы такой информацией о том, что российские граждане пьют и матерятся.
Предыдущие фильмы Василия Сигарева часть публики не любит не только за то, что некрасиво, но еще и за то, что страшно. Сигарев, выпускник екатеринбургского театрального института, изначально — со своим дебютным фильмом «Волчок» — был частью нахлынувшей несколько лет назад новой волны в российском кино: волны молодых режиссеров с немногословными, довольно мрачными, жмущимися к провинции фильмами. «Волчок» был про попытки девочки добиться любви нелюбящей мамаши-оторвы. Сейчас он выглядит довольно манерным на фоне следующего фильма Сигарева с его постоянной актрисой (и женой) Яной Трояновой: оглушительно мощного «Жить», экзистенциальной драмы о том, как несколько жителей беспросветно унылого провинциального российского города переживают смерть близких.
Если присмотреться, «Жить» (при всей его жути) был, по сути, невероятно жизнеутверждающим фильмом и срочной терапией для тех, кому жить как раз невмоготу, — терапией, не снимающей симптомы ненадолго, а действующей долгосрочно — потому что в нем не было ни капли утешительного вранья.
Вот и «Страна ОЗ» с ее чудовищными персонажами (вроде бы гротескными — а с другой стороны, кто таких не встречал?) — тоже кино, после которого становится как-то легче.
То, что в нем происходит, — это карнавальное бесстыдство ради обновления, сдирание лицемерных и стыдливых накидок с безобразного, а еще — какой-то сказочный обряд, в котором нужно пройти через заколдованный лес и стоптать семь пар сапог (дутых, с барахолки). И тогда, возможно, все будет хорошо, нечисть убежит, приплясывая, в темноту, а ее логово сгорит. И это, кажется, и правда работает — потому что от прочих попыток последних лет развести в кино какое-нибудь новогоднее волшебство «Страну ОЗ» отличает то, что в ней все по-настоящему.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru