Кемеровчанин Даниил Катаев каждый день рискует своей жизнью — уже много лет он работает пожарным. Но до того как познакомиться с огнём, наш герой летал в небе: служил в элите десанта — спецназе ГРУ. В преддверии Дня ВДВ Даниил рассказал корреспонденту NGS42.RU, как проходила служба в элитных войсках, купаются ли истинные десантники в фонтанах и какими качествами должен обладать настоящий мужчина.
О том, как попал в армию и о первом прыжке
Я служил в спецназе ГРУ. Меня с детства воспитывали и учили тому, что парень должен уметь постоять за себя и за свою родину. Соответственно, вопроса, служить или нет, даже не возникало. С малых лет готовился к этому этапу жизни, и да, можно сказать, с большим желанием. Когда на сборном пункте узнал, что есть возможность попасть в ВСПН (войска специального назначения. — Прим. ред.), долго не думал и пошёл проситься к офицеру. Он потом стал моим командиром роты. Конечно, я был счастлив! Для 18-летнего парня, увлекающегося военной тематикой, попасть в спецназ ГРУ — лучшая судьба.
Служба проходила максимально насыщенно и интересно, от этого показалась очень быстрой. Стереотип о том, что в армии нечем заняться, кроме как убираться и чистить картошку, развеялся.
Каждый день у нас были теоретические занятия, физподготовка и отработка практических навыков: стрельбы, изготовления взрывчатых веществ и их подрыв, отработка тактических навыков по передвижению и ведению боя в различных условиях, медицинская подготовка. Не думал, что в армии придётся так много учиться. Но всё это потом пригодилось в работе МЧС. Кстати, в армии сразу же развеялся стереотип об огромных накачанных разведчиках. В основном это жилистые, очень выносливые бойцы.
С парашютом начали прыгать на второй месяц службы. Честно говоря, это одно из интересных занятий во всей службе. Первый прыжок был зимой, поэтому очень запомнился. Он прошёл быстро, намного дольше готовились к нему. Я прыгал первым, поэтому смотрел, как вертолёт взлетает, стоя у края рампы. Было страшно, но сомнений, прыгать или нет, не было. Услышал звук сирены, выпускающий подвёл к краю, и, дождавшись хлопка по плечу, я, не раздумывая, прыгнул. Эмоции, конечно же, переполняли. До момента, пока не раскрылся купол, даже не мог дышать. А потом — свобода и никакого страха. Медленно спускаешься и рассматриваешь природу.
О том, чем спецназ ГРУ отличается от ВДВ
Основное отличие спецназа ГРУ от ВДВ — задачи и способы их решения. Спецназ ГРУ работает только небольшими группами в тылу врага. Стандарт — 16 человек. Выполняем задачи по поиску, диверсии, засады, сбор информации и так далее. А ВДВ действует в составе подразделения, батальона или роты, где численность больше 100 человек. Но у них также есть свои отдельные разведывательные подразделения. Ещё уровень секретности разный. Думаю, значительных различий больше нет. Эти рода войск тесно связаны, поэтому сложно говорить о большой какой-то разнице.
Кстати, свои истоки ГРУ берёт ещё с партизанских отрядов. Но официально получило своё имя только в 1950 году.
О Дне ВДВ и купании в фонтанах
Для меня День ВДВ — это добрый и трезвый праздник. Поэтому в нашей компании этот праздник проходит исключительно без алкоголя. Утро начинается с построения — мы собираемся в общую колонну со всеми десантниками города. Потом маршем идём до вечного огня, чтобы почтить память павших боевых товарищей, отцов и дедов. Ну а после — гуляем по паркам, встречаем сослуживцев и общаемся. К вечеру собираем колонну из автомобилей и объезжаем улицы нашего города. В этом году планируем посетить детский дом с подарками.
К счастью, с каждым годом становится всё меньше десантников, кто бьёт об головы бутылки и купается в фонтанах. Я отношусь к этому отрицательно. Бьют бутылки на показательных выступлениях, а не на пьяную голову на глазах у мирного населения. Тем более купаться в фонтанах. Это недостойное поведение уважающих себя десантников. Люди, глядя на парней в голубых беретах, должны гордиться защитниками своей родины, а не отводить взгляд от стыда и тем более от страха.
О жизни после армии и привыкании к гражданке
После службы уже месяца через 3 привык к домашней обстановке. Самое сложное было справиться с большим количеством информации и внимания от друзей. Первое время не знал, о чём говорить с родными и друзьями. Потому что привыкаешь к сослуживцам, армейским темам, сленгу. Из-за этого на гражданке не можешь сразу найти общий язык. Со временем это просто само проходит.
Я с детства мечтал стать пожарным, поэтому сразу после службы устроился в специализированную пожарно-спасательную часть. На тот момент мне только исполнилось 19 лет. Я просто пришёл в ближайшую к дому пожарную часть и сказал, что хочу у них работать. В отделе кадров мне дали направление на ВВК, а так как здоровье идеальное, проблем не возникло.
Армейская подготовка пригодилась в плане выносливости, выдержки, так как был самым молодым бойцом. К тому же десантные навыки позволяют легко ориентироваться на местности во время поиска пострадавших. Легче и потерявшихся граждан искать. Мы часто ездим в командировки, во время которых некоторое время приходится жить в лесу или в горах. А для меня это обычная среда обитания. Поэтому большинство трудностей, которые могут возникать у коллег, для меня ими уже не являются.
Ещё благодаря армии я получил дополнительную смежную специальность «пиротехник». Это дополнительная специальность сотрудников МЧС. Пиротехники, например, могут заниматься подрывом льда весной. Эта специальность тесно связана с минно-подрывным делом. Так что я помогал своим товарищам, которые изучали это всё впервые.
Считаю, что служба в армии — это личный выбор каждого. Но мужчина должен быть способен защитить своих близких. И это зависит не от службы в армии, а от характера, который воспитывается с малых лет.