Я родился в Кемерово и окончил школу в 2016 году после 11-го класса. Однако о будущем переезде из Кемерово я знал еще за три года до получения аттестата. Среди личных причин я тогда видел стремление уехать от родителей и усталость от города. Среди объективных — в городе отсутствуют возможности для развития, не связанные с углем.
К этому добавляется культурный застой: целевая аудитория всех массовых городских событий — семьи. А после школы у почти взрослого человека есть стремление к отделению. Не только территориальному, но и культурному — молодежь выбирает вектор своей будущей деятельности. Выпускник умеет только решать домашние задания, и он вынужден учиться чему-то еще.
Эти два пункта связаны между собой: развитая только культурная или только промышленная сферы — деструктивно и недальновидно. Должен соблюдаться баланс, поскольку передовые идеи формируются в условиях свободы мыслей. Эту свободу и дает современная культура. Когда передо мной встал выбор об отъезде, ключевым стало развитие культурной среды. Как и тогда, сейчас мне кажется, что власти стараются централизовать культуру, хотя это работает не так. На самом деле необходимо позволить культуре развиваться на местах.
Да и вопрос отделения решен не был, поскольку я снова чувствовал, как меня принуждают участвовать в чем-то обязательном — Дне шахтера, например. Кроме него в регионе будто ничего нет.
Поэтому проблему сформулирую вопросом: как дать молодым людям шанс к самостоятельности, но при этом сохранить их в регионе?
От всей доли уехавших из Кузбасса (по 1 января 2021 года) более 36% составляет молодежь. За 2019 год в области был зафиксирован один из максимальных показателей убыли населения по причине миграции внутри страны.
Среди основных причин для переезда молодые люди называют «карьерные амбиции, низкий уровень зарплаты для молодых специалистов, недостаточность системной работы с молодежью, суровый климат, проблемы в здравоохранении». Об этом представители молодежного парламента говорили на встрече с министром промышленности региона. Встреча, что интересно, была посвящена причинам отъезда молодежи из региона, и участие в ней «непрофильного» министра намекает, что власти в работе с подрастающим поколением выбрали неверную тактику. Вместо системного подхода региональные управленцы планируют развивать город с точки зрения комфорта. Видимо, в их представлении форма важнее содержания — город можно облагораживать бесконечно. Возникает ощущение, будто властям кажется, что если сделать среду удобной, то остальные проблемы решатся.
Упомянутые чиновником вещи касаются всех, а молодежь в период становления беспокоит другое. Строящиеся дороги, очередной спортивный комплекс никак не дают ничего нового. Комфортный город — это, безусловно, важно, но явно не может быть ключевым при решении проблемы оттока молодых людей. И уж тем более все эти вещи не формируют инфраструктуру для молодежи.
Нужно развивать содержание. Системное предложение для развития молодежи — это возможности в регионе для любой деятельности, не только угольной. Когда просто есть выбор, кем стать и быть. Это необязательно дают какие-то фонды или министерства. То есть происходить и поддерживаться в организации должны не только условный «День шахтера», но и низовые инициативы — объединения художников, поэтов и прочее. Это приводит к созданию полноценной инфраструктуры для молодежи: нынешняя система сфокусирована только на промышленности.
Нужно отдать должное, власти стараются над созданием инфраструктуры работать в том виде, который сами считают приемлемым. Сейчас в Кузбассе создается культурный кластер. Но на данном этапе он скорее похож на желание навязать культуру там, где ее не было. Это буквально та же самая ошибка, что и при благоустройстве города, — делать-то до сих пор нечего. Учитывая, что все «разбежались», еще и некому.
Местные поэты, музыканты, художники вынуждены массово читать, играть, показывать в соседнем Томске. Предположу, что это происходит из-за меньших рамок и больших возможностей — банально там больше площадок. Например, университеты Кузбасса не формируют свой образ как открытых площадок, хотя они могли бы проводить события для всех.
Поэтому задача властей здесь — создать условия и поддержать уже действующие объединения/сообщества или акторов любого толка, не вмешиваясь при этом в содержание. Среди системной поддержки власти могут:
1. Связаться с этими объединениями с вопросом об их потребностях. Это можно сделать через обычную встречу с региональными организаторами, которые ранее делали культурные мероприятия. Уверен, что потребности будут не только финансовыми и имеют отношение скорее к пространствам.
2. Помочь в организации крупных «привозов» известных актуальных деятелей в регион. Это стимулирует работу местных творческих коллективов, поскольку покажет им возможные перспективы.
3. Выйти на контакт с университетами и помочь им открыться для сторонних активностей. Все ведь помнят закрывшийся театр «Встреча» при КемГУ? Он отлично существовал в рамках университета, привлекая множество сторонних зрителей и деятелей.
4. Позволить действовать культурным площадкам: не нужно стараться объединить всех под одну крышу в условном культурном кластере. Здесь необходимо дать свободу выбора места, например, грантами или поддержкой от крупных холдингов. Любая «большая крыша» вселяет творческим людям страх перед институциями и ставит рамки. Вспомните культурный кластер, который должен стать полноценной попыткой загнать всю самодеятельность в единое место.
Я большую часть своей жизни прожил в Кемерово, но потом уехал. Мне оказалось просто нечего делать. Всю жизнь я стремился создавать сообщества и стараться доносить какие-то собственные идеи. Поэтому занялся развитием культуры в соседнем Томске.
Однако, пожив в других регионах, я вижу, что конкретно Кемерово более приспособлен для существования человека. Именно для обычного существования — удовлетворения базовых потребностей, но не жизни во всей красе. В столице Кузбасса лучше, чем в столицах других регионов, выполняются общие задачи: городская логистика работает, есть места для спортивного отдыха, а улицы выглядят чистыми. Но с другой, культурной стороны, потенциал региона не реализован. Проблема в том, что творческим коллективам нужна не вечная опека «большого брата», а лишь площадки — пусть реализация будет зависеть от кого-то, кроме чиновников.
И мне очень хочется, чтобы будущие выпускники не сталкивались с подобными проблемами и могли найти себе применение не только на шахтах.
Согласны с автором?