Десять лет назад в Кузбассе сформировался первый состав поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», названного в память о погибшей в лесах Московской области пятилетней девочке. В Кузбассе он также появился после трагедии — исчезновения 15-летней Яны Титовой из пригорода Кемерова, о котором сообщала даже пресс-служба губернатора. Впоследствии девушку нашли убитой и изнасилованной. Она стала первой, но, к сожалению, далеко не последней жительницей региона, чья пропажа имела криминальный характер.
Редакция NGS42 с одним из бывших участников отряда вспоминает самые известные случаи поисков пропавших людей в Кузбассе, исчезновение которых было связано с преступлениями.
Первая жертва: убийство под наркотиками
Новость об исчезновении Яны в кемеровском поселке Кедровка в конце июля 2013-го создала огромный общественный резонанс. Одноклассники тут же завалили соцсети просьбами помочь найти их подругу и мольбами, чтобы она скорее вернулась к близким. Все СМИ региона, а затем и нескольких областей Сибири, подхватили эту волну, и школьницу ринулись искать не только жители Кузбасса, но и волонтеры с соседних территорий. На пятый день пропажи численность поискового отряда составляла около 500 человек, и на тот момент это были самые крупные розыски с участием гражданских в Кемерове.
А 31 июля ее тело нашли возле гаражей, по первоначальным данным — без следов насильственной смерти, но правда оказалась страшнее.
Больше месяца следствие не выдавало подробностей о расследовании дела. Бывший губернатор Аман Тулеев лишь отстранил начальника полиции района, да стало известно, что убийцу ищут среди владельцев гаражей, рядом с которыми нашли труп. Хоронили девушку в закрытом гробу, на похороны пришел не только весь поселок, но и кемеровчане, а также участники поиска.
Именно тогда и был сформирован первый состав филиала ПСО «Лиза Алерт» в Кузбассе. Волонтеры поняли, что нужны люди, готовые в любое время дня и ночи отправиться на поиски тех, кто оказался в беде, и под руководством московского отряда начали учиться организовывать работу на месте. Неравнодушным к судьбам других людей рассказали, как правильно прочесывать лесополосу, организовывать инфопоиски и взаимодействовать с силовиками.
В начале сентября стало известно имя убийцы девушки — Игорь (согласно действующему законодательству, мы не можем указывать имя и фамилию несовершеннолетних, если они не были опубликованы официальными источниками, как, например, портал обладминистрации писал о пропаже девочки, поэтому тут и далее некоторые имена изменены. — Прим. ред.), друг Яны, которого все вокруг знали исключительной с хорошей стороны.
Но вскоре мнения насчет виновности парня разделились. Одни говорили, что молодой человек ни в чем не виноват и на него просто «повесили» преступление, в этом даже сомневались близкие погибшей. Другие, наоборот, называли его убийцей. Постепенно стали просачиваться детали вечера, когда пропала Яна.
По официальной версии, вечером Игорь решил проводить Яну, при этом он употребил наркотик — «соль». Проходя мимо гаражей, он, будучи под воздействием запрещенных веществ, обхватил ее сзади и задушил, оставил тело в высокой траве и ушел. По неофициальным данным, после убийства он также хотел совершить с ней половой акт.
Источник NGS42, 10 лет назад участвовавший в поисках, на условиях анонимности рассказал, что в то время отряда как такового еще не было, никто не составлял таблиц проверенных территорий и домов. Осложнял работу и дождь, который практически каждый день лил на протяжении всей недели, пока искали девушку. Именно поэтому собаки кинологов, которых привлекали к операции, не могли найти след. По его словам, найти тело удалось именно по специфическому запаху, который появился вблизи кооператива после того, как ливни закончились.
— Голова девушки была черная, это первый признак удушения. Многие говорили, что не раз проходили там рядом и ничего не находили, поэтому якобы труп подкинули. Но на теле и земле под ним нашли признаки разложения, то есть она пролежала там достаточно долго, — уточняет собеседник портала.
Через год, осенью 2014-го, суд признал молодого человека невменяемым и отправил на принудительное лечение. В психбольнице, где он находился, его постоянно навещала бабушка, которая не поверила в виновность внука и заявляла об этом при первой возможности. Находясь там, молодой человек написал открытое письмо, в котором в очередной раз признался в содеянном.
Сразу после гибели Яны в «ВКонтакте» была создана группа «вечной памяти», в которой друзья и близкие девушки несколько лет подряд публиковали фотографии и связанные с ней воспоминания. С 2020 года группа не обновляется.
Пропала по дороге в художку
Через год после гибели Яны кемеровский отряд наработал неплохой опыт в поисках людей, многие из которых завершились успешно.
Вторым крайне резонансным случаем стало исчезновение 15-летней Екатерины Искандаровой. На поиски выдвинулось огромное количество людей, но многие так и не доехали до пункта сбора — девушку довольно быстро нашли, к сожалению, погибшей.
Девочка была на хорошем счету, мама — преподаватель, отец — рабочий. Она прилежно училась, занималась рисованием. По дороге на дополнительные занятия в начале октября 2014 года она и пропала. Нашли ее в лесополосе, со следами насильственной смерти и изнасилования.
Убийцу школьницы вычислили довольно быстро — спустя два месяца местный житель Павел Абратов уже дал признательные показания, объяснив преступление тем, что «просто хотел секса с невинной девочкой». Задушить жертву он решил, чтобы скрыть изнасилование.
Родственники погибшей так же не верили в виновность обвиняемого, но после того, как на их глазах на участке Абратова нашли наушники от телефона жертвы и детали сотового, сомнений не осталось.
Суд не стал церемониться с убийцей и приговорил его к 22 годам колонии.
Бывший волонтер отряда рассказал, что на этом история не закончилась. По его словам, родным убийцы пришлось уехать, так как местные жители били им стекла в доме, да и в целом негативно относились к ним. Сам Павел пытался оспорить решение, но не смог и уехал в колонию особого режима.
Внезапный криминал
В последние годы, как отмечает наш собеседник, поиски ведутся в основном «информационные» — расклейка объявлений и публикации в интернете. Но иногда волонтеры участвуют и в реальных поисках. Чаще всего, в таких случаях речь идет об исчезновении детей. Например, недавно волонтеры выезжали в Яшкинский район, где почти двое суток ничего не было известно о судьбе двух сестренок, которых в итоге удалось обнаружить живыми, или на исчезновение двухлетней малышки из Анжеро-Судженска, найденной благодаря ее громкому плачу на берегу реки.
Но иногда итогом поисков оказываются криминальные истории. Например, в мае 2021 года бесследно пропала сотрудница администрации Кузбасса, 21-летняя Ксения Птичкина. Примерно через сутки после того, как отряд разместил ориентировку, слесари нашли в канализации волосы и кожу девушки. Оказалось, что ее убил ударом гантели и расчленил ее молодой человек. О приговоре горожанину ничего не сообщалось.
Как и 10 лет назад, вопрос о необходимости подобных волонтерских движений не стоит. Поэтому мы просто желаем волонтерам как можно чаще находить пропавших людей в целости и сохранности.