Ярославль входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России», это город с тысячелетней историей, где почти весь центр находится под охраной ЮНЕСКО. Но как он живет? Какая атмосфера витает в воздухе? И почему проезд на автобусе зависит от номера транспорта? Главный редактор NGS42.RU Анастасия Ильина провела в Ярославле ровно неделю и была рада вернуться домой. И вот почему.
— Для начала давайте обозначим основные факты. Во-первых, до недельной командировки в Ярославле я никогда там не была и мало что знала о городе. Во-вторых, отель был в самом центре (это важно, я не хвастаюсь). В-третьих, сервисы погоды меня обманули — в конце недели за окном было -3 градуса, а не обещанные +10.
А теперь подробности.
Я прожила (и промерзла) в Ярославле ровно неделю и почти каждый день с грустью вспоминала Кемерово. Да простят меня ярославцы, но столица Кузбасса выиграла по нескольким показателям.
Ты не пройдешь!
Не могу сказать ничего плохого про ярославские дороги, но буду возмущаться по поводу тротуаров.
Хотя давайте сначала про хорошее. Я люблю гулять пешком, поэтому меня радовала длиннющая набережная в Ярославле. Она широкая, разноуровневая и с нее прекрасный вид на Волгу. Бонус — интересная архитектура вокруг.
Не могу сказать, что в Кемерове как-то плохо, и старая, и новая набережная по-своему атмосферы и круты. Но они короче ярославской. И Томь в начале апреля еще не вскрылась, в то время как на Волге уже ни льдинки.
Да и в целом пешеходных тропинок и мест, где походить-побродить, в Ярославле достаточно, ведь история города богатая. И чуть ли не через двор есть мини-сквер.
А вот теперь мы переходим к жирному но. Тротуары могут внезапно оборваться. И рядом не будет никакого пешеходного перехода. Чтобы вы понимали абсурдность решений мэрии, расскажу одну ситуацию. В один из вечеров я отправилась гулять в одиночку, прошла почти всю набережную и поняла, что не знаю, как дойти до отеля. Построила маршрут в навигаторе и пошла. Сервис сообщал, что надо перейти дорогу и пойти прямо, но я подумала «какая разница, если тут есть точно такой же тротуар?!». Оказалось, что не такой же — он внезапно закончился, а пешеходного перехода не было. И всё бы ничего, если бы в этом месте не было входа в церковь. То есть вход есть, а тротуара нет. Интересно, если в этом месте кого-то собьют, кто будет неправ? И таких мест я встретила несколько. Очень странное решение, в Кемерове с я таким не сталкивалась.
Если говорить про качество асфальта, особых различий нет. Где-то ямы и песок, где-то нормальное покрытие.
Падающая на голову история
И вот мы и переходим к главным, по моему мнению, минусам Ярославля. Шикарная набережная, чудесная погода — хочется присесть, посмотреть на Волгу, но… Все лавочки заняты, потому что их мало. Очень. В Кемерове их раза в 2–3 больше, стоят через каждые 50–100 метров, причем не только на набережных, но и в парках и скверах есть, где присесть. В Ярославле с этим, по моим ощущениям, проблема. Будто там всё построено по принципу «дома отдохнешь».
В Кемерове рядом с каждой лавочкой — урна под мусор. В Ярославле примерно такой же принцип, но из-за предыдущего пункта мало и мусорок. Их в принципе в историческом центре мало. В первый день я минут 15 несла в руках стаканчик из-под кофе, потому что элементарно некуда было его выкинуть. Но несмотря на это город не загажен, видимо, мусор уносят домой.
Еще один жирный минус набережной — там ничего нельзя купить. Стоят домики, на которых написано «кофе» или «горячая кукуруза», но за всё время, что я там проходила, они ни разу не работали. Ни в 9 утра, ни в 6 вечера. Только один несчастный ларек с сувенирами, где продавец рассказала, что четкого графика у них нет и работают «по погоде».
Но и на этом не всё. В Ярославле на набережной нельзя кататься на электросамокатах. Знаете, как это контролируется? Там стоят запрещающие знаки. Самокатчики на них, конечно, не обращают внимания — дважды за небольшую прогулку меня чуть не сбили. В Кемерове в зоне запрета нельзя взять самокат, а если случайно заедешь, техника перестанет работать. К тому же есть участки в центре, где можно ехать с определенной скоростью — либо 15, либо 20 км/ч, в зависимости от территории. Разогнаться сильнее самокат просто не даст.
Если в Кемерове, как часто пишут наши читатели, очень много памятников, то в Ярославле — много церквей. На одном квадратном метре можно увидеть купола пяти разных строений, если не больше. Но это особенность города. У каждого, наверное, храма есть своя история и что-то уникальное. Есть даже сталинка, построенная вокруг церкви. Дом жилой, а в религиозное сооружение пускают только в определенный период летом, потому что опасно. В Кемерове такого количества исторических зданий и разнообразия архитектуры, наверное, никогда и не было. Но это и понятно: возраст Ярославля — больше тысячи лет, Кемерова — 106 лет.
Но господи, в каком состоянии находятся эти исторические здания! В Кемерове тоже хватает развалюх, но за объектами культурного наследия стараются хоть немного следить, пусть они и более молодые. В Ярославле было ощущение, что власти живут по принципу «ну вот развалится, мы на этом месте дом новый построим». Иначе как объяснить аварийное состояние домов?
Коллеги рассказывают, что бюджета не хватает, чтобы отремонтировать всё, поэтому некоторые исторические здания продают по дешевке бизнесу в надежде, что предприниматели отремонтируют. Некоторые так и делают, а потом оборудуют там офисы. Другие же думают над проектом так долго, что здание разрушается еще больше и город забирает его обратно.
Я не знаю, как можно решить ситуацию, но уверена, что такие красивые исторические дома не должны находиться в состоянии, когда ты боишься, что сейчас на голову свалится кирпич.
Помните, в начале я обозначила важный факт, что гостиница находилась прямо в центре города? Так вот, в Кемерове это означало бы, что в шаговой доступности куча кафе, развлечений, магазинов и прочего. В Ярославле — ты близок лишь к объектам ЮНЕСКО. Вокруг было очень тихо и спокойно, однажды я пошла в 20–21 час за йогуртом и на всей улице не было ни одного человека! Продуктовый на весь квартал был чуть ли не единственный, а до ближайшей аптеки надо было идти минут 15. Немного, но давайте не забывать, что это самый-самый центр.
Коллеги говорят, что в спальных районах магазины и аптеки чуть ли не в каждом доме, а в центре так только потому, что малая плотность населения. Будто бы этим горожанам, что жили в доме напротив моей гостиницы, не нужны ни аптеки, ни продукты, ни садики и школы.
При этом некоторые ярославские улицы сильно похожи на кемеровские. Например, Первомайский бульвар чем-то напоминает улицу Весеннюю в столице Кузбасса. Разница только в клумбе посередине, которая есть в сибирском городе, и более мощном освещении.
И в завершение этого блока. Коллеги хвастались забавным фактом, что в Ярославле улица Свободы соседствует с площадью Юности. Но в Кемерове тоже есть улица Свободы, с куда более ироничным фактом — прямо на нее выходят окна исправительной колонии № 5.
«Желтки» разной вместимости
В вопросе общественного транспорта я, скорее, похвалю Ярославль. В целом автобусы отличаются от кемеровских только цветом — в Кузбассе синие, в столице Золотого кольца России желтые. Внутри они абсолютно идентичны, в обоих случаях установлены валидаторы для бесконтактной оплаты.
Мэрия Ярославля закупила транспорт нескольких вариантов вместимости, и он курсирует по направлениям с разной частотой. Как мне рассказали коллеги, в час пик на популярные маршруты ставят автобусы с самой большой вместимостью, иногда несколько одинаковых подряд, в остальное время может курсировать транспорт с меньшим числом мест. Это позволяет распределить нагрузку и наполняемость плюс-минус всегда одинаковая.
В Кемерове по транспортной модернизации закупили автобусы одинаковой вместимости. Не знаю, насколько эффективным было бы решение приобрести транспорт на разное количество пассажиров в столице Кузбасса, но, с точки зрения обывателя, логика есть.
Теперь по ценам. В Ярославле стоимость поездки зависит от номера автобуса. До 100 — платишь один раз 30 рублей, и всё. В автобусах с номерами 100+ надо прикладывать карту дважды: на входе и при выходе, потому что там цена зависит от километража.
В Кемерове проезд на автобусе зависит только от типа платы: если платишь по карте — 27 рублей, наличкой — 32 рубля.
Ужин с присыпкой надменности
Война войной, а обед по расписанию, как говорится. Я была уверена, что город встретит меня разнообразием кухонь с вкуснейшими блюдами и отличным сервисом. Почему я так думала? Потому что город близок к Москве и он туристический. Например, Казань, куда едут многие путешественники, радовала едой. Но про Ярославль я такого сказать не могу.
Да, выбор огромный, есть и вьетнамская, и грузинская, и итальянская кухни, заведений больше, чем в Кемерове. Но в трех из семи мест, где я ужинала, мне не понравилось. Один раз дело было в еде — просто невкусно, дважды — в сервисе. Представьте: вы приезжаете в командировку, заходите в пафосное место, которое все рекомендуют, а на вас смотрят недовольным оценивающим взглядом, будто на вас не черная футболка и джинсы, а стянутые с местного бомжа вещи. И после этого еще не подходят 20 минут, чтобы оформить заказ (наверное, молились Дольче Габбана и Баленсиаге, что ты просто уйдешь). Я пожалела, что не ушла, потому что, отдав больше 1500 рублей, получила вкусный лимонад, но бефстроганов без соли, перца и с комочками в пюре.
В Кемерове на меня ни разу не смотрели оценивающе и не игнорировали. Либо мне повезло, либо люди в Кузбассе всё же чуточку добрее и менее надменны.
Другая ситуация заставила меня с максимальной тоской вспоминать родной дом. Я заказала пиццу в офис — это здание бывшей фабрики, которое переделали под деловой центр. И каково было мое удивление, когда недовольный курьер позвонил и хамовато сообщил, что «тут шлагбаум, я не пойду». Мне несложно спуститься и пройти чуть больше 100 метров до выезда с территории, но ведь это не про сервис. В Кемерове мне много раз доставляли товары до квартиры, даже если в условиях магазина было указано «до подъезда». Один раз мне даже поставили новый холодильник на кухню, потому что «нам не сложно, зачем вам спину надрывать», при том, что оплата была до этажа. Видимо, и правда в крови кузбассовцев генетически заложено помогать другим.
Здесь снимали кино
Главная цель моего визита была не про отдых, поэтому бродить целыми днями по городу и посещать всевозможные выставки и музеи я не могла, но хотелось. Мой рабочий день начинался в 6–7 утра в гостинице и заканчивался в 18 часов в офисе. Так и вижу поднимающуюся бровь кемеровчан с вопросом — почему не окультуриться после работы. Отвечаю. В Ярославле все культурные заведения закрыты уже в 18 часов. И это большой минус! В Кемерове музеи, выставки и прочее заканчивает работу в 19:00, и вполне реально успеть заглянуть и узнать что-то новое. А ведь турпоток в Кузбасс не сравнится с ярославским!
Хорошо, хоть в субботу учреждения культуры работают. Так удалось посмотреть на современное искусство и глянуть одним глазком Айвазовского. Впечатляет.
Посетить в Ярославле можно и театры — их там девять, если не считать студии. Часто, кстати, тут снимают кино. И речь не только про «Слово пацана» (18+), но и про советские «Большая перемена» (0+) и «Афоня» (12+).
Итог
Наверное, моей проблемой было то, что я ехала с мыслью, что раз это туристическое место, Золотое кольцо России, там точно должно быть что-то невероятное. По факту меня ждало разочарование, апофеозом которого стала невозможность купить элементарно кофе на набережной или ближайшей к ней улице.
Ярославль кажется мне тихим, семейным городом, где всё течет медленно и размеренно. Можно не согласиться со мной, но лично по моим ощущениям Кемерово более динамичный и задорный — как молодой и полный сил человек. Никогда не замечала этого до поездки.
В Ярославле же было ощущение, что у города аура очень взрослого, глубоко семейного человека с детьми, а возможно — и внуками. Как будто город живет вполсилы. У меня сложилось впечатление, что не хватает хорошего управленца, который бы горел городом, чтобы залатать имеющиеся дырки и сделать из Ярославля не просто провинциальный городок недалеко от Москвы, а мощный туристический центр с внятным позиционированием и брендом.
Переехала бы я сюда? Возможно, но не в ближайшие лет пять. Стоит ли ехать в Ярославль как турист? Определенно, но ближе к маю, когда погода не будет преподносить сюрпризы в виде заморозков.
Согласны с автором?