Уже несколько лет каждую зиму на озере Красном в Кемерове купаются моржи. Кажется, что эти люди обладают какой-то секретной суперспособностью, благодаря которой окунаются в прорубь даже в -30 градусов. Ведущий корреспондент NGS42.RU Александр Левчук попробовал приобщиться к зимнему плаванью. Он рассказал о своем опыте и эмоциях от погружения в воду при минусовой температуре воздуха, а также объяснил мотивации членов клуба «СнеГири», которые занимаются этим регулярно. Далее — от первого лица.
В 2015 году, когда я впервые увидел в соцсетях и СМИ фотографии людей в купальниках на Красном озере среди льдов и снега, у меня на секунду проскочила мысль, что когда-нибудь я обязательно присоединюсь к ним. Прошло восемь лет. Конец осени и начало календарной зимы в Кемерове в этот раз были относительно теплыми, а снимки с моржами вновь всплыли в новостях, поэтому я решил, что пора бы испытать на себе прелести зимнего купания.
Предложение нырнуть в прорубь гласило, что встречи моржей проходят по субботам, и получалось, что на приготовления к водным процедурам на тот момент у меня было почти пять дней.
— Лучше подготовиться, конечно, обливаться утром прохладной водой из ведра, но некоторые сразу приходят, — такой краткий инструктаж мне дала председатель правления клуба закаливания и зимнего плавания «СнеГири» Елизавета Пономарева.
Выслушав наставления, я о них благополучно забыл. А в назначенный день начали одолевать сомнения: «А зачем мне это? Ну нырну, и что? А вдруг заболею? А ведь я не обливался всю неделю, не стоит, наверное, идти? А вдруг под лед утащит?» Но в итоге сиюминутная слабость была отброшена в сторону.
Наверное, стоить поблагодарить свою генетику за умение быстро подстраиваться под обстоятельства и переносить различные нагрузки на организм без особых последствий. К той же «Гонке сибиряков» я готовился всего три недели, но этого хватило, чтобы не упасть на подступах к финишу. Зиму я в целом переношу хорошо, большую часть времени хожу в теплой жилетке и постоянно забываю о шапке. Поэтому, когда я увидел на термометре 0 градусов, решительности стало больше.
Небольшое помещение с баней на левом берегу Красного озера и замерзшая полынья — вот что встречает всех желающих искупаться в ледяной воде. Чтобы нырнуть, сначала надо ломом и специальной пилой обнажить воду от корки льда. Занимаются, этим, конечно же, представители сильного пола.
Группа в этот раз была не слишком большая. Самая маленькая ее участница — пятилетняя девочка, остальным в основном 30–40 лет, может, чуть старше: четыре женщины и столько же мужчин.
По словам Елизаветы, бывает, что люди настраиваются искупнуться, приходят, но в последний момент передумывают. За это опытные моржи никого, конечно же, не осуждают: многие через нерешительность прошли когда-то и сами.
— Не обязательно сразу окунаться. Три раза погружаться тоже никто не заставляет (по типу того, как принято на Крещение. — Прим. ред.) можно просто раздеться и по берегу походить или на льду постоять. Получится привыкнуть — можно и в прорубь, нет так нет. Замерз — в бане можно отогреться, — рассказывает один из «СнеГирей».
Но у меня уже нет никаких сомнений, я быстро раздеваюсь, накидываю полотенце на плечи, чтобы потом им обтереться, и решительно шагаю в прорубь. В последний момент неуверенность вновь подступает, но я уже начинаю спуск ко дну водоема. В первые секунды организм впадает в панику и ему очень хочется выскочить обратно, но по мере погружения это желание пропадает. Пожалуй, в тот момент я впервые понял смысл выражения «обжигающий холод». Каждой клетке тела и безумно горячо, и невероятно холодно одновременно. Пару раз окунувшись, но оставляя голову на поверхности, я выбираюсь на поверхность и бегу в баню.
Реальность совершенно не бьется с ожиданиями. Уже через пару минут я, немного согревшись, хочу снова нырнуть в ледяную и прозрачную воду озера. Но более опытные пловцы рекомендуют подождать 10–15 минут. Послушно выполняю совет.
Во время посиделок в бане выясняется, что одни ходят в клуб от пары месяцев до нескольких лет, другие занимаются плаваньем всю жизнь, привыкли к этому с детства и уже не представляют себя без водных ледяных процедур. Все как один уверяют, что у любителей проруби не бывает простуд после купания, да и в целом они крайне редко заболевают. Не знаю, так ли это на самом деле, на слово я не всегда и не всем верю, но сейчас, спустя трое суток, у меня тоже нет никаких признаков ОРВИ или чего-то такого.
Двухчасовое занятие пролетает незаметно. За это время я в общей сложности успел погрузиться три раза, и в последний провел там больше всего времени: по ощущениям — минут 10, по факту — вдвое меньше. Сколько раз в одних шортах и тапочках просто так выходил на улицу — походить по свежевыпавшему снегу, даже не сосчитаю. За это время другие моржи успели поплавать в проруби, оставшейся от резчиков льда.
Несмотря на это «достижение», председатель клуба сказала, что пока я не могу считать себя полноценным моржом. Чтобы действительно им стать, надо посетить занятия как минимум трижды, и на последнем меня посвятят в эту «секту любителей проруби». В эти выходные синоптики обещают похолодание до -37 градусов, но занятия никто не отменял. А это значит, что я стану еще на один шаг ближе к получению этого статуса. Зачем, спросите вы. Неумное желание не стоять на месте, что-то делать, открывать для себя новое и — как приятный бонус — поднять тонус всего организма.
Согласны с автором?