«Самая страшная авария» — так работники Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги отзываются о трагедии, которая случилась больше 20 лет назад. 31 мая 1996 года на перегоне Литвиново — Тальменка произошло столкновение электрички и четырех грузовых вагонов. Эта авария унесла жизни 19 человек, еще порядка 50 получили различные травмы.
Как ни странно, но причина аварии в банальной халатности, которую проявили дежурные по станции и составители поездов (раньше эта должность называла кондукторы).
Чтобы восстановить события той трагедии, мы изучили старые газеты, архивы РЖД и поговорили с теми, кто работает на железной дороге сегодня. Мы выяснили, стали ли жестче следить за соблюдением техники безопасности и контролировать тормозные башмаки, из-за нехватки которых и погибли люди.
Что произошло
31 мая 1996 года телефоны железнодорожной справочной разрывались от звонков, когда электричка № 6304 не прибыла вовремя на станцию в Литвиново. Причиной этого стала авария на 3526-м километре перегона Литвиново — Тальменка, где эта самая электричка столкнулась с четырьмя грузовыми вагонами.
За несколько часов до этого кондуктор переставил три груженых вагона и один пустой с шестого на четвертый путь и закрепил колеса всего одним тормозным башмаком. Здесь нужно отметить сразу две важные детали — вагоны оставили на уклоне более 6%, что опасно, а закреплять их нужно было тремя башмаками.
Переставить вагоны на другой путь дежурная по ж/д станции Литвиново поручила главному кондуктору. Но он эти обязанности переложил на другого кондуктора и не проконтролировал выполненную работу. Вместо этого он отнес освободившиеся тормозные башмаки дежурной.
А далее последовала цепочка роковых событий. Дежурная не проверила работу бригады кондукторов и не сообщила сменщице, что вагоны стоят на четвертом пути, а не на шестом. А когда в 15:59 на пульте управления у дежурной прозвенел звонок, что рельсы изменили направление, никто на это не обратил внимание.
Работники станции спохватились, только когда по громкоговорителю об уходящих вагонах сообщил электромеханик, который зашел на территорию в нерабочее время. Дежурная сразу сообщила о произошедшем на соседнюю железнодорожную станцию Тальменка и машинисту электрички, у которого там была плановая остановка. Но он и его помощник не заметили желтый сигнал светофора и почему-то не ответили на вызов по радиосвязи. Только когда в поле зрения оказались вагоны, машинист стал применять торможение и открыл двери. Его помощник побежал в первый вагон к пассажирам с криками, чтобы люди прыгали на ходу. К сожалению, не все успели выпрыгнуть.
Столкновение произошло в 16:07. В результате аварии погибли 7 пассажиров электрички и 12 железнодорожников. Пострадали по разным данным от 44 до 59 человек. В их числе было восемь детей от 7 до 14 лет.
Глядя на архивные съемки той трагедии, можно только ужаснуться: от удара вагоны сплющило, а один и вовсе оказался на крыше электрички.
Сами пассажиры вытаскивали зажатых в вагонах людей, через некоторое время на место прибыли бригады медиков. Помогали и местные жители.
Спустя некоторое время на место происшествия направили вертолет штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Еще спустя несколько часов из Тайги, Мариинска и Юрги прибыли аварийно-восстановительные поезда, а из Москвы и Красноярска — бригады спасателей МЧС.
Движение на перегоне удалось восстановить только через четыре дня — всё это время спасатели разбирали покореженные составы, а железнодорожники проверяли целостность путей.
Новость о крушении электрички разлетелась по всей России. На следующий день главе администрации региона Михаилу Кислюку пришла телеграмма от президента Бориса Ельцина, где он выразил соболезнования родным погибших.
В следующие два дня после трагедии министр путей сообщения Геннадий Фадеев и глава администрации Кемеровской области Михаил Кислюк посещали семьи погибших. А 3 июня в Кузбассе был объявлен траур. Расходы на похороны взяла на себя Кемеровская железная дорога. Кроме этого, семьям погибших выплатили по 10 миллионов рублей, а пострадавшим — по 5 миллионов.
После трагедии
Пока на ж/д путях еще разбирали покореженные составы, на месте катастрофы начала работать специальная комиссия Министерства путей сообщения. Расследование причин аварии и поиск виновных завершилось 4 июня.
Специалисты выявили множество нарушений в работе Кемеровской железной дороги. Например, никто не контролировал, как вагоны закрепляются тормозными башмаками, а если главный ревизор по безопасности находил какие-то нарушения, то виновных в этом наказывали только в половине случаев.
Основными виновниками трагедии назвали шесть человек. Это дежурная по станции (ее приговорили к 5 годам условно), главный кондуктор и его коллега (они получили 8 лет колонии, но отсидели только половину срока). Также наказаны были сменщица дежурной, машинист и его помощник, но как именно, информация отсутствует.
На этом наказания не закончились. От занимаемых должностей освободили начальника службы перевозок Кемеровской железной дороги и начальника главного управления по безопасности движения и экологии Министерства путей сообщения. Первому замначальника Кемеровской железной дороги, главному инженеру и начальнику Тайгинского отделения объявили строгий выговор, замначальника Кемеровской железной дороги по кадрам и социальным вопросам — обычный выговор.
Эту трагедию, которую можно было избежать, помнят на железной дороге. Как рассказал нам дежурный по одной из кузбасских станций Илья Чирик, теперь за использованием тормозных башмаков строго следят — их составитель поездов проверяет перед началом смены и каждые четыре часа. А с молодыми специалистами проводят обязательный инструктаж по правилам безопасности.
— Трагедия 96-го года — это самая страшная авария, которая произошла на железной дороге в Кузбассе. Каждый год за день до памятной даты молодых специалистов отвозят на место крушения. Там установлена стела с именами погибших, и, помимо экскурсии, в этот день проводят разбор аварии. Начинающим работникам рассказывают, почему произошло крушение и как можно было избежать трагедии, — рассказал корреспонденту NGS42.RU дежурный.