Аэропорты Кузбасса в обозримом будущем вряд ли смогут стать крупными транспортными узлами, из которых можно будет отправиться практически в любую точку планеты. На этом сходятся эксперты, с которыми поговорил NGS42.RU.
По мнению независимого аналитика авиаотрасли Евгения Горбова, для создания авиахаба прежде всего нужны крупные аэропорты, рассчитанные на прием большого числа самолетов и обслуживание огромного количества пассажиров. Со слов специалиста, инфраструктура авиагаваней Кемерова и Новокузнецка на сегодня не соответствует таким масштабам.
За 2022 год аэропорт Кемерова обслужил 500 тысяч пассажиров, Новокузнецка — 416 тысяч. Только один из четырех московский аэропорт Шереметьево в прошлом году принял 28,4 млн пассажиров.
— Крупный хаб, как правило, появляется в том месте, через которое проходит максимальное количество маршрутов. Плюс там должен находиться очень большой аэропорт (или несколько — поменьше), который сможет «переварить» огромный трафик. До недавних пор, по сути, единственным очень крупным хабом у нас являлась только Москва. Сейчас такой узел пытаются создать в Сочи. Также появление масштабного транспортного узла возможно на середине продолжительного маршрута, например из европейской части России в страны Азии. Но эта ниша уже занята Новосибирском, — пояснил Евгений Горбов.
Исполнительный директор информационно-аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев добавляет, что возможность создания в регионе авиахаба напрямую связана с уровнем жизни местного населения. Как отмечает эксперт, в теории именно жители области должны стать основными постоянными клиентами крупного аэропорта, однако они будут в состоянии это делать только при достижении определенного уровня доходов.
— Авиаперевозки притягивает такой параметр, как «плотность денег». Для того чтобы авиаперевозки активно развивались, нужно, чтобы в регионе было много людей с уровнем дохода в 15–20 тысяч долларов в год. Это тот порог, после которого потребители во всем мире не просто сводят концы с концами, а могут себе позволить активно путешествовать. Такие люди создают базовый спрос для развития маршрутной сети. Потом начинает развиваться инфраструктура — гостиницы, развлекательные центры, торговля и прочее. Это способствует тому, что в регион начинают прилетать соседи. И так шаг за шагом образуется крупный транспортный узел. В любом случае первичны огромные капиталы, — отметил Пантелеев.
Добавим, озвученная специалистом цифра 15–20 тысяч долларов годового дохода по текущему курсу соответствует 1,355–1,806 млн рублей. В 2022 году, согласно подсчетам Кемеровостата, средняя месячная зарплата в Кузбассе составляла 56,8 тысячи рублей или почти 682 тысячи в перерасчете на год. По последним данным того же ведомства, в апреле текущего года средняя зарплата в Кузбассе была равна 61 тысяче рублей в месяц или 732 тысячам в перерасчете на год.
Ранее мы подробно писали о ситуации в авиаотрасли Кузбасса с комментариями специалистов. В числе прочего, эксперты пояснили, из-за чего в регионе растут цены на перелеты и отменяются рейсы по ряду направлений.
Также NGS42.RU рассказывал о доходах за прошлый год компаний, владеющих аэропортами Кемерова и Новокузнецка, и их фактических собственниках.