В Кузбассе уже почти неделю стоит жара больше +30 градусов. В соцсетях мэра Кемерова и на платформе «Кузбасс Онлайн» сразу после наступления пекла появились десятки жалоб на невыносимую духоту в общественном транспорте. Например, одна из горожанок написала, что в салоне № 170э показывало +43 градуса. В таких условиях плохо может стать даже здоровому человеку, что уж говорить о тех, у кого слабое сердце или давление. Мы решили на личном опыте проверить, как с климат-контролем обстоят дела в автобусах, троллейбусах и трамваях. Поэтому корреспондент NGS42.RU Елена Гуськова вооружившись термогигрометром в самый пик жары прокатилась по разным маршрутам. И вот, что из этого вышло. Далее — от первого лица.
Для начала обозначим, что маршруты я выбирала чисто случайно — какой первый подошел, на тот и садилась. Обязательным условием было прокатиться не только на автобусах, но и на «Адмиралах» и в трамваях.
Мой эксперимент стартовал от остановки у торгового центра «Лапландии». Первым подошел троллейбус № 7. Первое, на что я обратила внимание — люков нет, а окна закрыты. Слышно, что работает кондиционер, но особо это не спасает. Внутри транспорта маленький филиал ада.
Мой термогигрометр через пару минут после начала поездки показывает +34,6 градуса, но спустя минуту температура поднимается до +35,2, влажность 55% при этом не меняется.
Небольшой заток свежего воздуха чувствуется только на остановке, когда открываются двери.
— Лучше бы окна открыли, толку от этих кондиционеров никакого! Не столько жарко, сколько духота [стоит]. Натуральная парилка, — возмущается блестящий от пота мужчина на соседнем месте.
— Еще извернуться надо, чтоб под струю кондиционера попасть! Воздух вообще не распространяется, дует тоненькой струйкой, — добавляет другая пассажирка.
От себя могу заметить, что даже сидя под кондиционером, особого холода не чувствуется — за 15-минутную поездку я покрываюсь потом и становлюсь красной, как помидор.
Термогигрометр по-прежнему показывает +35,2 градуса, но по ощущениям значительно больше — дышать сложно, влажно, как в тропиках, еще и пахнет потом.
Сил хватает доехать только до остановки «Магазин "Кристалл"». Здесь на улице наш прибор показывает +36,4, но уже легче дышится. Влажность сразу упала на 15% — до 40%. Правда, через пару минут температура выросла уже до +38,7 градуса.
После такого даже небольшая прогулка под палящим солнцем в радость. Дохожу до КемГУ, и буквально через минуту на остановку подъезжает синенький автобус № 84. Народу в нем не очень много, некоторые сиденья свободны.
Здесь люки и окна открыты, из них слегка дует, когда транспорт набирает скорость. Но всё равно душно, ведь от одного светофора до другого по центру города сильно не разгонишься.
Кондиционера в салоне этого автобуса нет. Год назад эти парилки и вовсе встречали пассажиров глухими стеклопакетами. После многочисленных жалоб горожан их заменили, теперь у нас есть небольшие, но открывающиеся форточки.
Термогигрометр показывает +38,9 градуса и влажность 33%. Температура выше, чем в троллейбусе до этого, но по ощущениям, находиться тут полегче. Может быть, это из-за того, что мы довольно быстро проехали по Притомскому проспекту, поэтому из люка неплохо дуло.
В итоге доезжаю до Волгоградской — отсюда мы поедем обратно в центр.
Ждать долго не приходится — почти тут же подъезжает автобус № 228. Тут термогигрометр показывает аж +40,2 градуса и влажность 40%.
— Хоть бы какой-то воздух, так удар получить можно, — вздыхает пассажирка, стоящая рядом.
Тут действительно ужасно: окна и люки открыты, но это не помогает ни на грамм. К тому же в отличие от предыдущего автобуса, пассажиров тут значительно больше. Стою перед центральной дверью, мне не очень хорошо: сердце колотится уже где-то в горле, голова начинает кружится и немного подташнивает. Ужасно душно. Думаю, что упасть в обморок посередине салона как-то неудобно перед другими пассажирами. За эту мысль и держусь в сознании.
Доезжаю до Кирова. На улице будто бы стало прохладнее, поскольку солнце скрылось за облаками. Но это уже не важно, ведь на остановку подъезжает троллейбус № 15.
Сразу замерить температуру у нас не получается: прибор перегрелся и ему надо время, чтобы настроиться. Но и узнать на табло «Адмирала» о температуре в салоне не получится: почему-то оно показывает всё, кроме градусов.
Людей в троллейбусе еще больше, чем в автобусе № 228. Пассажиры просят включить кондиционер, но он не работает, сообщает водитель, поэтому горожане открывают окошки. Откровенно говоря, это не помогает.
С пассажиров каплями течет пот, многие обдувают себя веерами. Заходящие в троллейбус горожане ругаются и требуют что-нибудь сделать с температурой в салоне.
— Ну не работает [кондиционер], что я вам сейчас могу сделать?! Сломался! Десять раз уже сказала! — кричит женщина-водитель, у которой тоже нервы на пределе.
Наш термогигрометр сообщает, что в салоне ровно +38 градусов, но влажность аж 62%. Из-за этого очень тяжело дышать.
Народу в салоне становится всё больше и больше, меня прижимают к стеклу. Ощущение, что я схватила тепловой удар и сейчас упаду в обморок.
— Господи, да здесь помереть можно! Ну и ну! — восклицает вошедшая на остановке старушка.
Кажется, что я попала в парилку — невероятная влажность и бонусом пахнет потом. Рядом со мной ехали два студента в белых рубашках и плотных брюках. Видимо, защищали диплом или сдавали экзамен. Мне было их искренне жаль в такую жару.
Так с горем пополам доезжаем до Южного. Здесь на солнце наш термогигрометр удивляет влажностью 22% и температурой +44,3. Ждать трамвай пришлось чуть больше 20 минут — прямо перед носом уехал предыдущий вагон. Никакой возможности спрятаться от палящего солнца на остановке нет, так что даже эти минуты ожидания показались долгими часами.
В салоне очень жарко, удалось сесть под открытой форточкой, но дует из нее теплый едва ощутимый ветер. Термогигрометр сообщает, что в трамвае +39,4 градуса, а влажность — 48%.
По ощущениям, будто в консервной банке находишься. Через пару минут трамвай поворачивает, и у меня оказывается солнечная сторона. Из-за лучей сквозь стекло становится невыносимо жарко, а температура на нашем приборе поднимается до +40,1. До этого момента мне было непонятно, как умирают в закрытых машинах на солнце животные и дети. Теперь же ощущение, что я оказалась в такой ситуации.
Огромное спасибо водителю, которая открывала все двери вагона во время остановок на светофорах.
Людей в салоне было достаточно много: еще не толпа, но сидячие места закончились очень быстро. Большинство ехали короткие дистанции: пара остановок и на выход. В таком случае пережить поездку было довольно просто. Я же проехала до КЭМЗ, и это было по-настоящему непросто.
В целом поездки в переполненном транспорте во время одуряющей жары не рекомендую никому. Развлечение 0/10, и лучше этого почти любое времяпрепровождение, даже полоть и окучивать картофель.
Последнее место по комфорту отдаю «Адмиралам»: поездка с работающим кондиционером, и со сломанным особо друг от друга не отличались. Новые троллейбусы внешне очень красивые, они технологичны, но будто бы заточены исключительно под работу кондиционера без плана «Б» — очень маленькие форточки.
На втором месте по комфорту трамвай: старый, греется как теплица, форточки тоже маленькие, но двери открываются часто, да и сам транспорт из-за старости имеет достаточно щелей. Негерметичность делает его ненадежным, но зато более вентилируемым.
На первое место по комфорту в условиях перегрева ставлю автобусы. Окна победили кондиционер, а простота — технологии. Открытые форточка и люк не сломаются и могут гарантировать хоть какой-то поток воздуха. Главное, занять удачное положение в салоне.
Что делать, если в автобусе душно
В пресс-службе администрации Кемерова NGS42.RU сообщили, что все новые троллейбусы и часть автобусов оборудованы кондиционерами. А там, где они еще не установлены, их заменяют люки и форточки.
— Если кондуктор или водитель отказываются открыть люки и форточки или включить кондиционер при его наличии, нужно сообщить об этом факте в УЕЗТУ по телефону 57-46-57, указав бортовой номер троллейбуса или автобуса. Чтобы повысить комфорт поездок пассажиров, сейчас автобусы муниципального парка поэтапно оснащаются системами кондиционирования, — добавили в пресс-службе администрации Кемерова.
Ранее NGS42.RU сообщал, что у шести кемеровских троллейбусов «Адмирал» кондиционеры перестали работать именно из-за жары. В пресс-службе КЭТК пояснили, что поломки планируют устранить в течение двух дней.
— На самых первых «Адмиралах», прибывших в Кемерово в августе 2023 года, минимальная устанавливаемая температура в салоне была +16 градусов. На троллейбусах, прибывающих к нам в 2024 году, стало возможным устанавливать и более низкую температуру, до +12. В обычных условиях этого не требуется, водители выставляют температурные параметры в пределах +20... +21 градуса, — рассказали в КЭТК.
В компании добавили, что температуру в салоне троллейбуса регулирует водитель — все настройки выводятся на сенсорный экран, на котором можно при необходимости оперативно внести изменения.