Авто Облава ГИБДД: несъемная тонировка и алконавты

Облава ГИБДД: несъемная тонировка и алконавты

Дело было 30 апреля вечером, накануне затяжных выходных. Вообще-то основной целью рейда была ловля предпраздничных алконавтов, но их появление – вопрос случая. А вот машины с тонировкой ехали с завидной стабильностью.

Обещанный дождь отменился, уступив место свирепому ветру. Тем забавнее смотрелись те, «кому жарко». Ну, вы знаете: останавливают машину, передние стекла опущены, водитель клянется, что ему просто душно, его спутница ежится от пыльной бури и терпеливо ждет, когда закончатся препирания с инспектором.

– Пожалуйста, поднимите стекла.

– А зачем?

– Мы проверим светопропускную способность с помощью прибора «Свет».

– А на каком основании?

– У нас есть подозрение, что на стеклах тонировка.

– У меня нет тонировки.

– Тогда вам не составит труда поднять стекла.

– А зачем я должен поднимать стекла?

- Я вас прошу.

– А вы не имеете права…

– Если вы считаете мои требования незаконны, вы можете оспорить их в порядке, установленном законом, а сейчас я прошу вас…

И так до бесконечности. Каждый из этих водителей считает себя весьма оригинальным. Мол, вон девушка ломает ногти, сдирая тонировку, но я-то прочел три брошюры, так что сейчас всех удивлю…

Но, увы, удивить не удается. Весь «развод» инспекторов идет по одинаковому сценарию: опущенные стекла, отказ поднять их, потому что тонировки нет, запрет трогать его машину, потому что частная собственность, отказ измеряться прибором, потому что это можно делать только на стационарных постах (это уже давно не так)… Бывают незначительные вариации: у одного стеклоподъемники на новой иномарке заклинило, другой требует пять понятых и присутствия личного адвоката. Эх, когда смотришь это шоу с известным финалом в четырнадцатый раз за два часа, от той псевдопросвященности начинает разбирать смех.

Наш рейд напоминал кастинг в ситкоме. Пробы на роль какого-нибудь фрика, который старается быть серьезным, но вместо этого выглядит глуповато, выгодно оттеняя главных героев. А сколько типажей…

Тут у нас и взращенный Интернетом молодец с лицом приятным – мог бы и главного героя сыграть – да характером по-юношески не оперившимся: сорок минут строил из себя большого адвоката, извергая потоки редкостной чуши. Был крутой на BMW, был нервный крепыш, игравший роль Брюса Уиллиса, пока нервишки не сдали – обложил инспекторов низкопробным матом. А был еще товарищ с любовницей, слезно просивший его не снимать, ибо жена, если узнает, дома не только тонировку оторвет. Забавный, кстати, способ скрыть любовницу в салоне: приехать с опущенными стеклами и попытаться устроить скандал, на который тут же слетелись все операторы в округе.

Но меня больше поразил другой персонаж: с виду вменяемый такой парень на седанчике, молодой, чуть располневший, аккуратный, как корнишон, наверняка семейный и уважаемый на работе. Отвечает чуть шутливо, мило улыбаясь и блуждая взглядом (видимо, голова кружится от собственной лихости).

– А у меня нет тонировки. А почему я должен поднимать стекла? А мне просто так нравится ездить. Ну а я вот не хочу поднимать…

20 минут спустя.

–…а я вам клянусь, что у меня там нет тонировки. Что вы видели? Вы ничего не могли видеть… Ну вот если я подниму стекла, а там нет тонировки – что тогда будет? Я клянусь вам, что нет у меня тонировки…

Один из инспекторов склоняется к нашему упертому гражданину и говорит вполголоса:

– Слушайте, ну давайте просто по-человечески поговорим: я знаю, что у вас тонировка, вы это знаете. С тонировкой вы не уедете. К чему этот спектакль? Вы же тратите и наше, и свое время.

Упертый корнишон попался. Голос его уже дал течь, но мужская гордость не позволяет пойти на попятную. Он для вида бодается минут десять, и, наконец, поднимает стекла. Про клятвы его понурая голова уже не вспоминает. Отдирает тонировку, как все и идет оформлять штраф 500 рублей, шипя: «Зачем я тут вообще поехал...» Не знаю, извинился ли он перед инспекторами – но по-человечески надо было.

Вообще для любителей спорить и пререкаться существует перспектива задержания за неподчинение законным требованиям инспектора, но применяется она лишь для особо трудных персонажей. Остальных же удается убедить, и тут я отдаю должное, во-первых, выдержке инспекторов, во-вторых, их хорошему знанию психологии: с разными типажами они говорят по-разному, и находят ключ, не прибегая к более жестким мерам. Разговорились потом с одним: мне ровесник, два года служил в Чечне во время второй кампании, насмотрелся всякого… Конечно, вся эта тонированная шалупонь с их угрозами и амбициями для него не более чем рутина, но таковы правила игры. И он раз за разом отвечает очередному «просветленному Интернетом», почему тонировку можно проверять вне стационарного поста и что будет, если человек откажется поднять стекла.

А вообще такие бодливые водители (их примерно 5% от всех попадавшихся) произвели на меня… пакостное что ли впечатление. Я не хочу обсуждать вопрос о плюсах и минусах тонировки, но запрет на ее использование был уже давно, и все спорщики прекрасно о нем знали. При этом, заведомо нарушая правила, они желали какого-то всемерного уважения к своей персоне, и доходило до смешного: требовали от инспектора представиться по форме, требовали понятых, сетовали на запыленные стекла (хотя все стекла протирались перед измерением). То есть сами они мечтают жить в полностью правой среде, где каждый чих – по закону, но при этом заведомо нарушают правила и даже не удосуживаются признать свою неправоту. Как хотите, выглядит ребячеством.

Некоторые вспоминали заученную когда-то мантру о недопустимости использования тауметра в данных погодных условиях. А каких-таких условиях? Температура +13 градусов, сухо, ветер. И если «Тоники», к примеру, имели достаточно жесткие ограничения по температуре (не приспособлены к морозу), то приборы «Свет» работают в диапазоне -40 до +40 градусов. Да и о какой погрешности измерения говорить, если вместо положенных 70% прибор показывает 6%?

Или вот паренек на тонированной «в гудрон» машине, который отказывается отдать инспектору документы, потому что считает, будто обязан лишь предъявить их, не выпуская из рук. И он свято уверен в своей правоте, он требует, чтобы все было по правилам, хотя если почитать правила, то п. 2.1.1. гласит: «Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение и т.д.»

От этих двойных стандартов, от этих хитрых глазенок реально устаешь. К счастью, большинство водителей, конечно, абсолютно адекватны, корректны и самокритичны – они и свое время ценят, и чужое. Если неправы – находят мужество признать это, а то и вовсе относятся к ситуации с юмором.

Инспектор ДПС – это инструмент государственной машины. Его личное мнение о необходимости запрета тонировки может не совпадать с официальным (в этом я убедился в разговорах), но когда он при исполнении, то делает свою работу. И вся та ярость, угрозы, звонки нужным людям – на мой взгляд, просто демонстрация низкопробности личности, хотя сами эти личности считают ровно наоборот. Для них это что-то вроде культа – нахамить, спровоцировать инспектора, проявиться на его фоне этаким супергероем, который борется с системой. Эх, друзья, знали бы вы, как мелко, подло это выглядит со стороны – я даже не беру в рассмотрение, что большая часть доморощенных юристов слабо себе представляет предмет спора и сыпет цитатами из интернет-пособий десятилетней давности.

Попался и один пьяный: инспекторы уловили запах изо рта и нетвердую (мягко говоря) речь. Проверка алкотестером в присутствии двух понятых показала 1.91 мг/л в выдыхаемом воздухе, что означает весьма приличную степень опьянения.

Пойманный алконавт был не из буйных, разве что на вопрос: «Согласны ли вы с показаниями прибора?», пустился в длинные рассуждения, что, мол, в целом, конечно, согласен, но вообще, если посмотреть на ситуацию более общо…

А бывают и буйные.

– Э, вы после полуночи с нами постойте – вот где драчуны полезут, – говорит один инспектор, с которым мы как-то ходили в другой рейд.

Смена длится с трех часов дня до трех ночи. В среднем один-два раза в час попадается спорщик, иногда – любитель распустить руки, к которому приходится применять силу.

Многие уверены, что инспекторы тащатся от необходимости тыкать кого-то носом в их же собственный помет. Посмотрев на ситуацию с другой стороны баррикады, скажу так: неподготовленному человеку через два часа хочется бежать от этой необходимости подальше. Потому что жизнь в вечном конфликте, под огнем угроз и упреков (часто весьма обидных и несправедливых) совсем не в кайф. Я думаю, большинство сотрудников ДПС старается отгородиться от работы психологическим щитом и делать ее, как терминатор, без эмоций. Но проблема в том, что наш российский менталитет (а порой и законодательные нестыковки) не позволяют нам быть стопроцентно терминаторами, и так или иначе нужно включаться в психологические игры с водителем, уговаривать, давить, убеждать, и в конечно итоге пропускать весь этот негатив через себя.

Иногда в ход идет смекалка. Один из инспекторов рассказывает, как попался ему «изобретатель» – заковал свои документы в специальную присособу под названием «Железный аргумент», которая позволяет рассматривать права и страховки, но не позволяет их забрать. «А я просто зову понятных, и прошу их присутствовать при передаче инспектору ГИБДД ценного предмета стоимостью примерно 2000 рублей, который может рассматриваться, как взятка... Сразу гонор слетел» – смеется инспектор.

А вот еще пара мыслей насчет плана по нарушениям. С одной стороны, действительно смешно требовать от инспектора придумывать нарушителей, когда их нет. Так что завышенные планы – это зло.

Но вообще некий минимальный план быть должен. Вот представьте, вы уже шесть часов на ногах, солнце бьет желтым фонарем из-под кепки горизонта, холодает, и машин все меньше… Тянет поговорить с коллегами, а еще лучше – поспать в машине. Работа, прямо скажем, не сахар – это первые двадцать минут прикольно чувствовать свою власть, а потом… Да и какая тут власть, когда каждого студента с амбициями выше средних нужно уговаривать? Вот тут план служит неплохим мотивом, чтобы не заснуть на посту, не занять позицию невмешательства. Другое дело, что план этот должен быть адекватным и не провоцировать поиски того, чего нет.

Мы участвовали в рейде «нового формата», когда на каждой точке концентрируется большое количество экипажей ГИБДД, позволяя просеивать поток достаточно мелкой сеткой. В пресс-службе ГИБДД нам сказали, что подобные рейды проходят во многих регионах России.

Основной целью в тот вечер была поимка пьяных водителей, и по статистике, за «хорошие» выходные в городе-миллионнике удается выявить более 200 алконавтов, иногда со степенью опьянения на грани комы. Установка ГИБДД такая: будем делать рейды до последнего пьяного на дороге.

А вообще есть ощущение, что в борьбе с беспределом в рядах ГИБДД маятник качнулся в другую сторону. Сегодня инспектор настолько ограничен в своих возможностях, что даже в таких сравнительно простых случаях, как тонировка, вынужден надеяться не столько на силу закона, сколько на свою личную настойчивость и знание психологии. Быть может, когда действия сотрудника снимаются на камеру и когда его требования законны, стоит дать чуть больше рычагов воздействия на водителей, а иначе получается, что каждый умник может запросто украсть у инспектора час-другой рабочего времени.

А может, наше общество слегка заигралось в либеральность, и в некоторых моментах нужна большая однозначность? Особенно там, когда от чьих-то вольностей на дороге зависят жизни.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления