Прошел почти месяц с момента, как власти России решили ограничить экспорт топлива, что, по их мнению, должно было привести к снижению цен на автозаправках. В начале октября редакция NGS42.RU изучила цены на бензин и дизель в Кемерове, и на тот момент казалось, что эти меры принесли положительный эффект: заправить машину стало пусть и немного, но дешевле.
Спустя неделю мы вновь посмотрели ценники на заправках в областной столице. И кажется, после небольшого спада некоторые топливные компании решили возместить потери, вновь задрав стоимость выше прежнего. Как и где стало дорого залить бензин и солярку, а где ровным счетом ничего не поменялось — в материале NGS42.RU.
После небольшого спада цены на заправках сети «Газпром» вновь пошли в рост. Если еще неделю назад литр 92-го стоил 47,65 рубля, то теперь его наливают по 47,95 рубля, хотя в сентябре он продавался по 47,45. Примерно та же ситуация и с G-Drive 100, который подорожал на те же 50 копеек и теперь отпускается за 66,80 рубля.
Фирменный 95-й и обычный, а также дизель прибавили по 30 копеек и теперь стоят 53,45 рубля, 52,05 рубля и 62,70 рубля соответственно. По отношению к последнему месяцу лета топливо тут выросло примерно на рубль.
Точно такая же ситуация и на «Лукойле». Солярка и все марки топлива стали дороже на 30–60 копеек, дороже прочих продается «Евродизель» — около 70 рублей за литр. При этом после того, как власти страны начали принимать меры по снижению стоимости бензина, у этой сети в Кемерове был наиболее заметный спад цен — некоторые марки стали на 2,5 рубля дешевле, но теперь примерно на столько же они и выросли.
Пальму первенства по дороговизне уже несколько месяцев подряд удерживали заправки Shell, но сейчас ситуация несколько изменилась. В августе АИ-92 стоил там 51,99, в сентябре — 55, 99, сейчас — 50,99. Второй по популярности 95-й бензин летом продавали по 56,49, в начале осени — по 61,99, теперь — 55,99 рубля. И это касается как обычного, так и фирменного топлива сети. Просела в цене и солярка. С августа по сентябрь она дорожала сразу на 15 рублей — с 55,99 до 74,99 рубля, теперь же литр дизеля обойдется в 71,99 рубля.
У тех, кто заправляется бензином на «Форусе», тоже есть повод порадоваться. В сравнении с сентябрем АИ-95 тут подешевел с 57,70 рубля до 54,90 рубля, АИ-92 стоит 50,50 рубля вместо 52,70. Но дизель идет в рост. Месяц назад он продавался по 65 рублей, теперь за 67,50 рубля. Абсолютно никак не изменилась ситуация и с АИ-98 — его попросту нет, хотя в ценнике он указан.
Интереснее всего на заправках сети «Роснефть», где цены вообще никак не изменились по отношению к сентябрьским. АИ-92 отпускают по 47,60 рубля, АИ-95 — по 51,65 рубля, АИ-100 — по 62,70. Правда, на колонке в Ленинском районе пропал дизель, который раньше заливали по 62,70 рубля за литр. Работники АЗС говорят, что это временно и скоро он вновь вернется, правда, сколько будет стоить, пока неизвестно. Ранее цена на солярку там выросла сразу на три рубля.
В нескольких сотнях метров от этой заправки нам встретилась тюменская ТНК, на которой заливают все основные марки топлива. АИ-98, в отличие от других сетевых компаний, тут есть в наличии, и продается он по 62,95 рубля. Цена на АИ-92 примерно та же, что и у большинства конкурентов, — 50,45 рубля, АИ-95 — 54,35 рубля, дизель — 66,90 рубля.
Эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов во время беседы с корреспондентом NGS42.RU предупреждал, что цены на топливо вырастут в сентябре, предыдущий рост при этом, связанный с сезонностью, был в июне. Причиной осеннего подорожания он называл сокращение выплаты демпферов (механизм по сдерживанию цен) и ремонтные работы на нефтеперерабатывающих предприятиях Сибири и Дальнего Востока.
Заместитель директора Высшей школы тарифного регулирования РЭУ имени Плеханова Иван Капитонов и вовсе заявлял, что платить за бензин автомобилистам придется всё больше и больше.
При этом глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов говорил нашим коллегам из 74.RU, что, по его мнению, ключевым фактором подорожания бензина является высокий внутренний и внешний спрос на топливо при недостатке предложений на бирже. Он высказал мнение, что летом нефтяные компании перенаправили основные объемы на экспорт, из-за чего на внутреннем рынке почти ничего не осталось. Нефтяники не смогли удовлетворить спрос, поэтому цены и взлетели вверх.
Власти Кемеровской области в начале октября заявляли, что повлиять на ситуацию с ценообразованием на топливо они не в силах, предложив недовольным жаловаться в УФАС, которое должно контролировать цены на заправках страны. Следит за происходящим и Кемеровостат, по мнению специалистов которого, повышение есть, но небольшое — за 12 месяцев якобы всего на 3,5 рубля, или на 1%.