Бизнес Кризис в угольной отрасли «Это определяющее имеет значение»: экономисты объяснили, чем грозит для кузбассовцев снижение отгрузки угля

«Это определяющее имеет значение»: экономисты объяснили, чем грозит для кузбассовцев снижение отгрузки угля

Ситуация улучшится, если РЖД сможет экспортировать нужный объем топлива

По словам экспертов, проблемы с вывозом угля не могут привезти к сокращению штата на угольных предприятиях

За последние месяцы в Восточном направлении вывезено почти на 300 тысяч тонн кузбасского угля меньше, чем было запланировано. При этом власти области неоднократно говорили, что быстро решить проблему, в том числе с РЖД, будет невозможно. Редакция NGS42.RU решила узнать у экономистов и экспертов в сфере энергетики, чем снижение вывоза угля может грозить региону и сможет ли это повлиять на занятость и зарплаты жителей Кемеровской области.

Президент Центра экономики инфраструктуры, экономист Владимир Косой подтвердил, что в ближайшие несколько лет проблемы с экспортом угля, в том числе из Кузбасса, никто не сможет решить. По словам эксперта, Транссибирская магистраль сейчас слишком загружена, поэтому РЖД и не выполняет все условия договора по вывозу твердого топлива в восточном направлении. Вместе с тем, как он считает, это не может глобально повлиять на экономику Кузбасса.

— Зависит в большей мере от цены угля. Если цены будут хорошие, то даже меньшие объемы угля принесут в бюджет региона достаточное количество денег. Чисто объемами я бы не измерял. Сказать, что точно будут проблемы (для жителей. — Прим. ред.) из-за вывоза угля, я не могу. С точки зрения, что это создает проблемы угольным предприятиям. Да, создает. С точки зрения интересов региона в целом — нет. Понятно, что добыча угля — одна из основных отраслей экономики Кузбасса, но далеко не единственная. Это неприятно, но никакой трагедии я здесь не вижу, — объясняет Косой.

При этом экономист отмечает, сейчас Российским железным дорогам важно вновь выстроить логистику для вывоза сырья из регионов России. Но специалистам на разработку этой системы может понадобиться не один год.

Как объяснил NGS42.RU заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов, сейчас главной задачей перед грузоперевозчиками стоит не только вывезти во втором квартале запланированный объем угля, но и экспортировать на Восток те 290 тысяч тонн, которые потребитель не получил в январе — марте 2023 года. Также, по словам депутата, важно устранить проблемы с отгрузкой и в северо-западном и южном направлениях, откуда многие угольные компании по морю пытаются вывезти сырье в страны Азии, в том числе в Китай и Индию.

— Чем это [проблема с отгрузкой — прим. автора] грозит для Кузбасса? Мы в прошлом году добыли 223 миллиона тонн угля, а в 2021 году 243 миллиона тонн. У нас в прошлом году было снижение. Если такая ситуация продолжится, то мы не сможем достигнуть добычу даже 2022 года. А это, конечно, влияет на занятость и налоги в бюджет. Вы представляете, уголь уже продан, контракты заключены. Потребители его уже купили, а мы его вывезти не можем. Это определяющее имеет значение, ведь это чревато срывом этих контрактов, поэтому делать это категорически нельзя, — отмечает депутат.

Исламов считает, что вывезти планируемое количество угля возможно при условии, что строительство Восточного полигона будет идти с опережением.

Проблемы с экспортом сейчас испытывают также и компании Новосибирской и Иркутской областей, но сравнивать риски между ними и Кемеровской областью нельзя, считает Исламов. Кузбасс является главным горнодобывающим регионом России, поэтому объемы по отгрузке намного больше.

Возможно, объем налогов от угольной промышленности в бюджет Кемеровской области сильно сократится

Профессор МГУ, регионовед Наталья Зубаревич считает, что, возможно, из-за снижения объема экспорта в Кемеровской области могут снизиться зарплаты. Будут ли угольщики принимать более радикальные меры, как, например, сокращение штата работников, пока неизвестно.

— Промышленное производство в какой-то мере сократится. Не знаю, будет ли уменьшаться занятость, но заработки у кого-то могут сократиться. Трудности с вывозом будут продолжаться, а это приведет к темпам снижения добычи угля. А как уже бизнес будет себя вести неизвестно. Увольнять [сотрудников] будет довольно сложно, потому что у нас Трудовой кодекс жесткий. Возможно, будут какие-то элементы неполной занятости, а это означает всегда сокращение заработной платы, — объяснила Зубаревич.

Напомним, недавно главы сибирских регионов и руководители горнодобывающих предприятий провели совещание с представителями ОАО «РЖД», на котором и было озвучено, что план по объемам экспорта твердого угля из Кузбасса был не выполнен. Российские железные дороги не смогли вывезти более 250 тысяч тонн сырья. При этом заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Алексей Шило заверил, что сейчас ситуация стабильная, а проблемы с вывозом они планируют решить в апреле — июне 2023 года.

Как писал ранее NGS42.RU, в Кемеровской области в январе и феврале 2023 года сократились добыча и отгрузка угля по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году. На это указывали данные из ежемесячных отчетов Минуглепрома области.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
«Чудовищно неблагодарная профессия!»: врач-терапевт откровенно рассказал об ужасах работы в поликлинике
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства