Наша сегодняшняя история связана с любовными отношениями. Произошла она в небольшой деревушке в Новокузнецком районе летом 2020 года, а в по-настоящему огненный круговорот событий вошла мать четырех детей, ее муж и любовник, который поджег дом, где находились семь человек. Почему мужчина решился на убийство целой семьи, откуда у него взялось самопальное оружие и другие подробности инцидента, который по счастливому стечению обстоятельств обошелся без погибших, рассказывает корреспондент NGS42.RU Александр Левчук.
Свой путь по миру криминала Игорь Токарев начал уже давно. К 30 годам он уже успел несколько раз попасться на грабежах и кражах, за что в 2014 году и угодил в колонию. Осенью 2019 года он вышел по условно-досрочному освобождению, но, судя по всему, дышать воздухом свободы он долго не планировал. Те, кто покидает исправительные учреждения по УДО, обязаны отмечаться в органах полиции и не совершать преступлений. Оба этих условия им были благополучно нарушены. На что он жил — неизвестно, официальных заработков и каких-то временных подработок у него не было.
Судьба свела Игоря с местной жительницей Екатериной (имя героини изменено. — Прим. ред.), ее мужем и их четырьмя детьми в возрасте от трех до 13 лет. Просто общение между рецидивистом и девушкой постепенно переросло в нечто большее, и вскоре они стали от случая к случаю встречаться. Мужчина предлагал ей переехать к нему, она согласилась, но идиллию разбили органы опеки, которые решили, что дети не смогут жить в тех условиях, которые имелись у Токарева, и временно поместили их в приют. К середине лета 2020 года Катя решила, что семья важнее, и рассталась со своим ухажером, но, как оказалось, ненадолго.
— Мужа она не бросила, стала снова жить с ним и детьми, но и второму мужчине окончательно не отказала во встречах. При этом муж знал об их отношениях, но он никаких мер не принимал. Члены их семьи ранее в поле зрения правоохранителей не попадали, на учете не состояли, — рассказала NGS42.RU следователь по особо важным делам СО по Новокузнецкому району СУ СК РФ по Кемеровской области Диана Злобина.
После того как Екатерина ушла от Токарева, он решился на первое преступление. В начале июля они договорились о романтической встрече, но в последний момент она передумала и не пошла. Ему она объяснила это домашними бытовыми делами, которые не могла оставить. Игорь разозлился, что его променяли на семью, и решил отомстить. По телефону он сказал возлюбленной, что она пожалеет о своем поступке. Он дождался ночи, прокрался к ней на участок и подпалил баню. Свидетелей и очевидцев этого преступления не было, но, учитывая, что он сам его проанонсировал, других вариантов не было.
По данным главка МЧС по Кемеровской области, пожарные боролись с огнем недолго: сигнал о возгорании поступил в 01:32, в 01:54 его ликвидировали силами семи спасателей и двух единиц техники.
Правоохранители начали выяснять причины ночного пожара и наведались в дом Игоря, но того не оказалось. В течение месяца о его судьбе ничего не было известно, неожиданные визиты в его жилище тоже не приносили результатов, Токарев будто сквозь землю провалился. Впоследствии он рассказал следователю, что всё это время прятался в лесах Новокузнецкого района, боясь понести наказание за поджог бани. В то же время он, не являясь на отметку, нарушил условия досрочного освобождения.
Прошел месяц, в конце августа он вновь встретился с Катей и снова предложил ей встретиться. Но на фоне поджога и других проблем, которые возникали из-за их общения, она отказала. Токарев решил больше не пугать, а окончательно поставить точку в отношениях, устроив очередной пожар.
В тот вечер Екатерина с мужем, детьми и дальним родственником засиделись допоздна. Гость решил остаться ночевать у них и, чтобы никого не стеснять, отправился спать на веранду. На часах было около полуночи, когда он и старший сын женщины, который не мог уснуть, почувствовали запах дыма. К тому времени крыльцо и входная дверь уже вовсю полыхали, других выходов, кроме как бежать через окно, у них не было. Выбив стёкла, все семь человек благополучно выбрались на свежий воздух, не получив ожогов и не успев надышаться дымом. Прибывшие на место пожара восемь спасателей справились с огнем в течение получаса с момента вызова их на место возгорания, но дом спасти не удалось.
На вопрос правоохранителей, кто мог поджечь дом, ответ нашелся сразу: сделать это мог только Игорь Токарев. На следующий день поджигатель был задержан, сопротивления он не оказывал, а покорно сдался.
— На допросах он говорил, что якобы не думал, что кто-то дома есть, утверждал, что смерти никому не желал. Но это было единственным жильем семьи и им просто негде было находиться еще. И незадолго до поджога он разговаривал с ней по телефону и точно знал, где она, — рассказывает следователь.
Игорь рассказал, что, выпив для храбрости, он пришел к дому женщины, подпер дверь обрезком трубы, чтобы ее нельзя было открыть изнутри, облил крыльцо горючим и подпалил жилище. Когда пламя занялось, он скрылся, не дожидаясь приезда спасателей и боясь быть замеченным очевидцами.
К тому моменту уже было возбуждено дело по факту поджога бани, теперь к этому добавилась и попытка убийства группы людей. Действия Токарева инкриминировали по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «в», «д», «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство двух и более лиц, малолетнего лица, совершенное с особой жестокостью).
В доме мужчины провели обыски, и вскоре его уличили еще в нескольких преступлениях. Следователи нашли у Токарева самодельное оружие и взрывное устройство. На вопрос, зачем это всё ему нужно, он отвечал: «Просто так», — уверяя, что никаких террористических актов или преступлений он не планировал. Это всё добавило к его криминальной истории еще четыре статьи: ч. 1 ст. 223 УК РФ (незаконное изготовление оружия), ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконное хранение оружия), ч. 1 ст. 223.1 УК РФ (незаконное изготовление взрывчатых веществ), ч. 1 ст. 222.1 УК РФ (незаконное хранение взрывчатых веществ).
Для оценки адекватности новокузнечанина ему назначили проверку психиатра, которая показала, что он вменяем и никаких отклонений у него нет. Свою вину в преступлении он не признавал, но не отрицал, что поджигал дом и баню.
Расследование дела и судебные тяжбы затянулись до осени текущего года. Всё это время он находился в городском СИЗО и, судя по картотеке дел Кемеровского областного суда, пытался оспорить избранную меру пресечения, но безуспешно.
Учитывая целый ворох статей Уголовного кодекса, по которым судили Токарева, а также тот факт, что он находился на свободе по УДО, Новокузнецкий районный суд решил отправить мужчину в колонию особого режима на 14 лет. Кроме того, его обязали выплатить потерпевшим 150 тысяч рублей.