В трех городах Кузбасса, где ведутся исследования, выявили повышенный и высокий уровень загрязнений воздуха в начале летнего сезона. Какой химией дышали жители Кемерова, Новокузнецка и Прокопьевска в среду, 10 июля, рассказали специалисты Кемеровского гидрометцентра.
По данным ведомства, статус самого токсичного и загазованного города вновь забрал Новокузнецк. В июне 2024 года уровень загрязнений атмосферы там оценивался как высокий. В частности, результаты исследований показали, что горожане дышат кислородом с чрезвычайно опасным уровнем формальдегида. Концентрация этого канцерогена, который раздражает слизистые глаз и носа и вызывает острую форму отравления, превышает допустимую норму в 3,1 раза в Центральном районе и в 2 раза в Заводском.
Также в воздухе города повышенный уровень озона, особенно в Кузнецком (в 1,7 раза выше нормы) и в Центральном (в 1,4 раза) районах. Озон является частью смога, который выбрасывают предприятия. От долгого взаимодействия с ним у горожан могут появиться головная боль, усталость, приступы астмы и кашель.
Фтористый водород, который, по данным Роспотребнадзора, негативно влияет на легкие человека, обнаружили в Заводском и Центральном районах. В первом случае приборы зафиксировали превышение в 1,1 раза, на второй территории — в 1,4.
В трех районах южной столицы повышен уровень взвешенных веществ — в 1,1 раза. Крупные и твердые частицы больше всего находили в Кузнецком районе — 2,6 от предельно допустимой концентрации (ПДК).
В Кемерове ситуация получше, но в целом по городу специалисты характеризуют уровень загрязнений как повышенный.
Объем взвешенных веществ, в том числе промышленным выбросов, в городе в 1,5–1,7 раза превышает норму. Такая обстановка зафиксирована в Центральном районе. Там же наблюдаются проблемы с диоксидом азота, который вызывает гипоксию (ткани и органы недостаточно снабжены кислородом. — Прим. ред.). Концентрация в 2,2 раза выше безопасного уровня.
В центре города специалисты также обнаружили большое содержание в воздухе (в 1,2 раза) оксида углерода, нарушающего работу органов дыхания. Концентрация фенола в 2 раза выше допустимой в Заводском и Центральном районах. В последнем также нашли 1,2 ПДК аммиака.
Фенол относится к веществам второго класса опасности. При вдыхании вызывает нарушение функций нервной системы. Пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу, вызывая химические ожоги. Попадая на кожу, фенол очень быстро всасывается даже через неповрежденные участки и уже через несколько минут начинает воздействовать на ткани головного мозга. Сначала возникает кратковременное возбуждение, а потом и паралич дыхательного центра. Даже при воздействии минимальных доз фенола наблюдается чихание, кашель, головная боль, головокружение, бледность, тошнота, упадок сил. Тяжелые случаи отравления характеризуются бессознательным состоянием, синюшностью, затруднением дыхания, нечувствительностью роговицы, скорым, едва ощутимым пульсом, холодным потом, нередко судорогами — Роспотребнадзор.
В Прокопьевске воздух загрязнен лишь взвешенными веществами. В Центральном районе в 3,3 раза, в Рудничном — в 1,5 раза выше нормы.
Ранее об опасности некоторых соединений NGS42.RU рассказывал эколог Сергей Михайлюта. К примеру, он говорил, что формальдегид, который обнаружили в Новокузнецке и Кемерове, относится к веществам второго класса опасности и может способствовать развитию онкологических заболеваний.
— Вообще, данное соединение представляет угрозу не только при превышении ПДК, а при наличии в воздухе в любых объемах. Формальдегид попадает в атмосферу при сжигании угля, а также в результате фотохимического окисления летучих органических соединений, выделяемых, например, на АЗС, — пояснил Михайлюта.
Также к чрезмерно токсичным ученый относит диоксид азота, который специалисты зафиксировали в Центральном районе Кемерова. Как отметил эксперт, соединение может уменьшить объем кислорода, который поступает к органам человека. В итоге у жителей резко ухудшается самочувствие.
— В то же время организм, как правило, довольно быстро справляется с негативным эффектом от диоксида азота, когда его концентрация снижается. То есть здесь, скорее, идет быстрый токсический эффект, а не долгий и разрушительный, как у канцерогенов, — сообщил спикер.