Цементная промышленность России и Сибири, как и практически любая другая крупная индустрия, в конце зимы и весной 2022-го ощутила последствия ухудшения экономической ситуации в стране на фоне санкций. Достаточно сказать, по прогнозам экспертов, себестоимость цемента в текущем году вырастет на 30%, при том, что его конечную цену для покупателей производители увеличат лишь на 8–9%.
Возможность обозначить конкретные проблемы отрасли и обсудить пути их решения руководители цементных компаний, отраслевых объединений и органов власти разных уровней получили на круглом столе в Новосибирске. В мероприятии, организованном холдингом «Сибирский цемент», в очном и дистанционном форматах приняли участие более 100 человек — топ-менеджеров, чиновников, экспертов, ученых и представителей СМИ.
Многие спикеры в начале своих выступлений подчеркивали роль цементной промышленности для строительного комплекса России. Участники круглого стола сошлись во мнении: цемент — стратегически важный продукт, без которого невозможно представить ни одну стройку, будь то возведение жилья, социальных объектов или благоустройство какой-либо территории. А значит, обеспечивать потребности в «хлебе строительства» страна должна сама. Пока так и происходит, но что ждет отрасль дальше?
Как указала исполнительный директор некоммерческого объединения «Союзцемент» Дарья Мартынкина, сейчас в России работают 59 цементных заводов полного цикла и 9 помольных установок. Их общая мощность, по данным на начало 2021-го, — 101,4 млн тонн. Вместе с тем объем производства в прошлом году составил лишь 60,1 млн тонн. Это всего на 9,6% больше, чем в далеком 2008-м.
Но если количество выпускаемой продукции за прошедшие 15 лет «подросло» незначительно, то затраты на ее изготовление увеличились в несколько раз. Например, расходы на электроэнергию стали больше на 120%, железнодорожный тариф — на 136% и т.д. Все дороже обходится цементникам и оборудование, необходимое для нормального функционирования заводов, их переоснащения. Большая его часть приобретается за рубежом. Сегодня в Евразийском экономическом союзе нет предприятий, способных поставлять замещающую продукцию. Закономерно, что цементники уже столкнулись с ростом затрат и логистическим трудностями.
— Для большинства заводов модернизация — не прихоть, а условие выживания. Однако оборудование, которое производится в России и государствах ЕАЭС, по своим характеристикам уступает европейским аналогам. Необходимо как можно быстрее начать собственное производство такого оборудования, материалов и комплектующих, развивать соответствующие технологии, — отметила Дарья Мартынкина.
Первый вице-президент компании «Сибирский цемент» Геннадий Рассказов акцентировал внимание участников круглого стола на другой важной проблеме — недостаточной загруженности заводов. По итогам 2021 года цементные предприятия СФО, Бурятии и Забайкальского края использовали лишь 57% своих мощностей. Как пояснил Геннадий Рассказов, в условиях невысокого спроса и напряженной конкуренции (в том числе с поставщиками из Китая, Турции, Казахстана) заводы не могут увеличить объемы производства. Как следствие, доля условно-постоянных издержек в себестоимости продукции остается высокой, доходность и рентабельность — крайне низкой.
Представители отрасли подчеркнули: при необходимости отечественные заводы смогут обеспечивать строителей качественным цементом. Но чтобы увеличить объемы производства, требуется подготовить оборудование, в том числе ввести в эксплуатацию ранее остановленные технологические линии. А для этого нужно время и серьезные вложения. В связи с этим цементники обратились к представителям власти с предложением рассмотреть возможность составления долгосрочного (от 3 до 7 лет) плана потребления «хлеба строительства». Это позволило бы точнее распределять производственные мощности, закладывать средства на модернизацию и, что очень важно, повышать зарплату сотрудникам, ведь многие цементные предприятия являются градообразующими для своих населенных пунктов.
— Для всех капиталоемких отраслей сегодня ключевой вопрос — как планировать и что? При этом принципиально важна точность прогнозов. Так, в одной из государственных программ изначально заявлялась потребность в 120 миллионов тонн цемента в год, позднее показатель снизили до 110, затем — до 90. Но и на этот уровень не вышли. В таких условиях тяжело работать и реализовывать инвестиционные программы. Поэтому необходимо искать механизм формирования объективных прогнозов потребления стройматериалов, в том числе цемента. Сегодня его просто нет, — дополнил выступления коллег первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков.
Участники дискуссии выразили разные мнения относительно внедрения такого механизма. Заместитель директора департамента ценообразования и ресурсного обеспечения Минстроя России Евгений Мухин считает, что это сложная задача, поскольку у ведомства не всегда есть возможность оценить объемы стройматериалов, необходимых для возведения конкретных объектов. Мэр Братска Сергей Серебренников в целом поддержал позицию цементников и пообещал подсчитать потребность города в их продукции.
Представители цементных предприятий обсудили и другие шаги, которые, по их мнению, позволили бы облегчить ситуацию и создать дополнительные возможности для развития производств. Среди предложений — установление ключевой ставки Центробанка на уровне не выше 2%, кредитование всех секторов экономики России по ставке не более 4,5% годовых, обеспечение общедоступной ипотечной ставки 2%, а льготной — 1%, освобождение инвестиций в основной капитал от налогов, увеличение сроков реализации экологических программ. А главной стала инициатива разработать Программу развития цементной промышленности России на период до 2035 года, синхронизировать ее с другими государственными программами.
Эти и другие предложения организаторы круглого направят в Общественную палату Российской Федерации и комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству для дальнейшего обсуждения.