2 сентября прошел эфир программы «Утро с мэром» с главой Новокузнецка Сергеем Кузнецовым. Во время очередного выпуска мэру задали вопрос про реализацию проекта «Моя новая школа». В ответе глава города затронул несколько моментов, касающихся развития новокузнецких образовательных учреждений. Публикуем всё, что он сказал.
— Обязанность мэра заключается в том, чтобы подготовить все образовательные учреждения к новому учебному году. Прежде всего важно проверить систему водоснабжения, теплоснабжения, безопасность. Нельзя, чтобы ребенок пришел в школу, а там было холодно, мы не можем допустить, чтобы он простыл, тем более сейчас ковид.
Хочу отметить, что много помощи оказывает родительский комитет, который вкладывает в школу деньги. Родители и пластиковые окна меняют за свой счет, и кабинеты ремонтируют. Я не скрываю этого и благодарю тех родителей, которые участвуют в улучшении инфраструктуры школы.
Для того чтобы проверить подготовку образовательного учреждения к новому учебному году, работает комиссия. В нее входят главы районов, комитеты по образованию, МЧС, Роспотребнадзор, полиция приезжает, осматривает здание на выявление экстремистских проявлений. С этого года в комиссию включили прокуратуру. По итогу подписывается акт о допуске или нет здания в эксплуатацию. Например, детский садик № 261 в этом году не прошел проверку, там сейчас ведется ремонт кровли. До конца октября работы закончатся.
Необходимо сказать, что мы многого добились в сфере благоустройства города. Теперь пришла очередь заняться всеми учреждениями образования. Есть здания, которые были построены в 50–60-е годы. В первую очередь у нас на контроле школы № 43, 1 — они одни из старых. Школа № 1 вовсе была построена в 1937 году. Она у нас также на особом внимании. Все эти учреждения находятся в частном секторе Куйбышевского района. Там большое количество детей и без того в суровых условиях проживают, они еще и ходят в школы, которые требуют ремонта. В школе № 37 сотрудники между собой называют это здание «Сталинградом». Но что мне понравилось: да, там ободранные стены, но зато внутри всё чисто, столовая работает. И всё это благодаря тому, что учителя на своей одухотворенности, преданности работают, ухаживают за зданием. Но это же не может продолжаться всю жизнь. Я принял решение, и школы № 30, 37 и 84 вошли в региональную программу «Моя новая школа».
Программа «Моя новая школа» действует в Кузбассе с 2019 года. Финансирование происходит только за счет средств областного и муниципального бюджетов. Ежегодно на ремонт старых школ регион выделяет по 2,5 миллиарда рублей.
Отдельная история со школами № 1, 43 и 22. В 2019 году я заложил в бюджете по 4,5 миллиона рублей на каждую проектно-сметную документацию по этим школам, отыграл конкурс. Выиграли иногородние подрядчики, но стоимость госзаказа при этом упала с 4,5 миллиона рублей до 1,5. Мои подчиненные сразу сказали, что за 1,5 миллиона рублей ремонт нельзя будет сделать. В итоге подрядчики выехали на место, и вместо того чтобы обследовать всё, говорят: «Эту школу надо снести». Забирают 300 тысяч, остатки отдают нам и расторгают с нами договор. Но ведь и я могу сказать, что школу нужно сносить, но мы же не для этого объявляли конкурс. По сути они не выполнили свою задачу, да, деньги вернули, но и себе забрали. Эти шарлатаны зарабатывают таким образом по всей России. Я обращаюсь сейчас в прокуратуру: уважаемые коллеги, вы являетесь органами государственного надзора и правовым регулятором. Обратите, пожалуйста, внимание на ситуацию. Эта история заставила нас идти в суды, мы не можем по новой объявить конкурс, потому что не закрыли этот договор, он в суде находится, проектно-сметной документации нет и, соответственно, школы стоят без ремонта.
Хочу еще отметить организацию школьного питания. В начале недели я посетил «Комбинат питания». У многих возникает вопрос: «Зачем он нужен, когда в каждом образовательном учреждении есть столовая?» Смотрим: на 300 учреждений, которые есть в городе — это и школы, и детские сады, и учреждения дополнительного образования — каким образом закупать продукцию на бюджетные деньги? Это нужно и подготовить 300 специалистов по закупу, и объявить 300 конкурсов, а этих конкурсов у каждых учреждений сотня, и за всем этим надо следить. Поэтому в данном случае «Комбинат питания» помогает государству — выполняет задачу единого закупщика. Он объявляет конкурсы, собирает потребности всех учреждений и объявляет закупку. Здесь важно понимать, что если это детский сад, то он должен заниматься воспитанием детей, уходом и присмотром за ними. Если это школа, то не надо превращать ее в орган, который будет и картошку чистить, и продукты закупать, еще и детей успевать учить. «Комбинат питания» должен как раз обрабатывать каждую заявку и от имени каждого учреждения закупать мясо, рыбу, курицу, соки, фрукты, овощи. Опять же надо учитывать, что закупить нужно по соответствующей цене: не переплатить, не допустить воровства, не приобрести просроченные товары. Плюс нужно следить за хранением товаров. Перед «Комбинатом питания» стоит задача максимально помочь школам: помыть, почистить овощи, разделать мясо и рыбу. Например, я зашел в 37-ю школу, там стоит ведро с очистками и тазик с картошкой — повара всю ночь чистили. К утру они должны еще и приготовить. Это много заготовительного труда. Не нужно эту грязь в школе разводить. Нужно разгрузить школы от этой подготовительной работы.
Что касается подачи готовых продуктов. Ребенок ведь не будет есть из простой чашки, его надо заинтересовать посудой. Нужно, чтобы дети и их родители сами сказали, что им надо: какого цвета должны быть стены, как столы расставить, какую одежду для работников столовой приобрести. Детям надо свободно в школе себя чувствовать. Они не должны строем ходить в столовую, не должны дежурить. Нужно поменять настрой пищевой культуры.
Ранее NGS42.RU рассказывал про разработку технологами, диетологами и родителями нового сезонного школьного меню. Подробнее можно прочитать здесь.
Также мы писали о цифровизации питания школьников. Если вы пропустили этот материал, то вот он.