Центр детского научного творчества «УникУм» при КузГТУ создали в 2018 году. Это полноценное дополнительное образование для детей 5–11-х классов в инженерно-технической сфере. Центр помогает развиваться способным детям, привлекает их к исследовательским проектам и созданию изобретений, нужных для региональных и федеральных производств. NGS42.RU узнали о системе образовании в центре, об итогах последнего конкурса и изобретениях, уже внедряемых на предприятия.
Как попасть в центр
Сейчас в центре обучаются около 500 детей, это ученики кемеровских школ с 5-го по 11-й класс. Для них центр заменяет дополнительные секции, ведь на неделе они проводят в нем по 7–8 университетских пар. Поэтому не все дети, по словам заместителя руководителя центра Ивана Паскаря, выдерживают такую нагрузку.
— Когда ребята приходят, понимают, что на робототехнике изучают законы механики, а не собирают роботов из лего, на уроках разбираются во всем с нуля. Прежде чем пятиклассники берут в руки паяльник, они изучают основы электроники, узнают, что такое транзистор, резистор, законы Ома. Им важно понять, что такое электричество и как с ним жить, — рассказывает Иван Паскарь.
Попадают же в центр, как в университет, после вступительных экзаменов. Например, в 5-м классе на инженерную специальность школьнику нужно сдать математику и пройти профессиональные пробы. К примеру, могут предложить собрать микросхемы за 40 минут, что является невыполнимым заданием для ребят. Берут тех, кто ближе всего подбирается к верному решению. Однако, за два года пять школьников смогли успешно справиться с этим заданием. Потом с будущими учениками обязательно проводят мотивационное собеседование, на котором преподаватели могут рассмотреть потенциал детей.
При успешном поступлении школьники изучают самые необходимые для работы дисциплины, благодаря чему выпускаются из центра на уровне студентов вуза. «УникУм», по словам замдиректора, готовит ребят так, чтобы они могли менять мир.
Образование в центре структурировано, например, на инженерии дети в 5–6-х классах учатся вместе на двух направлениях, пропедевтика — классические науки и инженерная пропедевтика, на котором изучают основы инженерии. В конце 6-го класса ученики делают осознанный выбор: математика, химия, физика, искусственный интеллект, робототехника или электромеханика. А с 7-го по 11-й класс продолжают учиться на своем направлении до или после основных занятий в школе.
Победы в конкурсах
Учеников центра готовят к участию в российских конкурсах, которые дают победителям финансовую поддержку и привилегии при поступлении в вузы. C 13 по 18 марта в Кузбассе завершился четвертый Детский научный конкурс. На нем двое пятиклассников из «УникУма» представили свой проект, потенциально важный для всей страны.
Владимир Чижиков и Владислав Новиков с лета прошлого года работали над системой обнаружения лесных пожаров по снимкам со спутника на основе искусственной нейронной сети.
— Проблема в том, что пожары сейчас — частое явление, однако пожарным сложно выполнять свою работу без указания точного места возгорания. Им нужна наша система, чтобы больше времени тратить на устранение пожара, а не на его поиск. Тем более, когда в лесу умирают животные, которых очень жалко, — рассказали мальчики корреспонденту NGS42.RU.
Ребята заняли второе место и получили 150 тысяч рублей на команду для личных целей. Сам конкурс входит в перечень рекомендованных Министерством просвещения России, что дает преимущество при поступление.
Планируется, что проект включат в повестку цифрового развития Кемеровской области. Поэтому сейчас центр работает с Институтом цифры, который отвечает за реализацию этого проекта. Ребятам предоставили все исходные данные по снимкам со спутника и сервера для ускорения обработки фотографий.
Внедрение на производство
Большинство изобретений школьников в последующем используют на предприятиях Кузбасса. Центр уже внедрил на Кедровский разрез систему умного освещения, которую сделала бывшая студентка «УникУма».
Сегодня есть три изобретения на высокой стадии внедрения. Все они созданы школьниками под руководством преподавателей центра. В сентябре этого года девятиклассники из центра создали МИГ (мобильно-измерительный комплекс по поверке теплоэнергетического оборудования. — Прим. ред.). Сибирский инженерно-аналитический центр обратился в «УникУм» с заданием по созданию устройства для автоматизации измерения температур котельных и турбинных агрегатов. Сейчас всё это делают вручную или с помощью дорогого оборудования.
Последние четыре месяца семиклассники центра перерабатывали концепцию умного света с автоматизированным диммером, который регулирует яркость ламп любого вида. Скоро и это устройство будет помогать на производстве в Кузбассе.
«Тру железо», по словам кураторов проектов, начинается в изобретении восьмиклассников. Сибирский инженерно-аналитический центр, который обслуживает СГК, запросил устройство для автоматизации проверки манометров.
— Мы предлагаем с помощью машинного зрения проверять, входит ли стрелка манометра в нужный диапазон. Преимущество нашего изобретения в возможности использования его поверх старого поверочного стенда. Внедрять мы будем только летом, когда вместе с ребятами пойдем в Сибирский инженерно-аналитический центр Кемерова, — рассказывает куратор проекта Павел Хакимов.
С этого года центр взял на себя естественно-научный цикл. Школьников отправляют в лаборатории теплоэнергетиков сжигать резину и получать с этого полезные примеси, из которых делают бензин и духи. Старшеклассники же вместе с учеными создают нефтесорбенты для впитывания разливов нефти в Северном Ледовитом океане.