Нападения на школы участились в России. Только за последний месяц было несколько случаев: 16 сентября в Челябинске подросток с молотком набросился на троих одноклассников и учительницу биологии, а ровно через неделю, 23 сентября, в поселке Балаганск в Иркутской области школьник ранил троих сверстников на уроке физкультуры. Как получается, что подростки могут беспрепятственно проносить в школу опасные предметы и что должно измениться, чтобы нападения стали невозможны, разбирался NGS42.RU.
Совсем недавно редакция NGS42.RU проводила эксперимент: наши корреспонденты попробовали пройти в семь кемеровских школ, выбранных случайно. В пять из них мы проникли абсолютно беспрепятственно. При этом рамки металлоискателя либо не работали, либо отсутствовали.
Если же говорить не о посторонних, а о школьниках, то ситуация еще хуже. Перед началом учебного дня дети заходят в здание большим потоком. Даже если металлоискатель работает, сумка пищит у каждого ребенка — сигнал вызывают телефоны, ключи и прочие предметы. Разумеется, в этом случае каждого ребенка не осматривают и не обыскивают на ежедневной основе, а значит прохождение рамки фактически не несет никакого смысла.
При этом в некоторые дни учебные заведения все жё могут организовать строгий контроль и иногда даже слишком усердствуют. Как, например, произошло в Воронеже во время ЕГЭ, когда школьницам пришлось продемонстрировать охраннику нижнее белье для прохода на экзамен. Однако если речь идет не о риске списывания, а о ежедневной антитеррористической безопасности, то тут администрации школ становятся бессильны.
О том, как можно было бы переломить ситуацию, мы поговорили с депутатом Государственной Думы РФ, главой Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Ниной Останиной. Она отметила, что сделать школы полностью безопасными от прихода посторонних людей невозможно, это не закрытая организация и нет никакой пользы «пытаться превратить их в колонии». В образовательные организации приходят родители, общественники и даже депутаты. Однако все визитеры должны проходить тщательную проверку и быть согласованы с директором.
— Я бы ввела в учреждениях образования режим ЧС. Война идет. Нервы у всех накалены, в том числе и у детей, особенно с изначально лабильной психикой. Нужно, чтобы документы предъявлялись и велся досмотр вещей, в том числе учащихся — это не лишнее. Мы же не возмущаемся такой проверкой, когда проходим в аэропорт, — сказала депутат в разговоре с корреспондентом NGS42.RU.
По мнению Останиной, проблема кроется в переполненности школ. По ее словам, нередки случаи, когда на две тысячи учащихся приходится всего одна рамка металлодетектора и один охранник. В таких условиях просто невозможно даже и выборочно проверить достаточное количество входящих людей. Увеличение штата охраны и количества проходов, оборудованных сканерами, помогло бы улучшить безопасность.
При этом, согласно мнению народной избранницы, сотрудники ЧОПа не нуждаются в увеличении полномочий. Проблема в том, что зачастую они выполняют свою работу спустя рукава, а кроме того не имеют достаточной компетенции. Останина видит решение в привлечении к этим обязанностям сотрудников полиции и Росгвардии хотя бы на период СВО.
Председатель Совета при президенте РФ по правам человека Валерий Фадеев придерживается принципиально иного подхода. Комментируя нападение в Балаганске, он пояснил, что металлорамки малоэффективны.
— Путь, который дает результат, — профилактика. Это работа с детьми, работа психолога, выявление детей, склонных к таким радикальным действиям. Надо заранее понимать риски, касающиеся детей. Когда подросток взял винтовку и идет в школу, уже поздно, — передает слова Фадеева РИА Новости.
Дать оценку школьной безопасности NGS42.RU попросил регионального детского омбудсмена Валентину Богатенко. Уполномоченная по правам ребенка в Кузбассе сообщила, что регулярно проводит межведомственные проверки учебных заведений, на которые поступают жалобы от обеспокоенных родителей. Правда, недовольство чаще всего вызывает не проходной двор в здании школы, а из обветшалость, холод в классах и проезд детей к месту учебы.
Тем не менее в ходе совместных проверок выявлялись и пробелы системы безопасности. Так, в прошлом году результатом таких выездов стали меры прокурорского реагирования из-за отсутствия или недостаточности систем видеонаблюдения, экстренного оповещения, металлоискателей, ограждения территории и отсутствие охраны.
— Предложения по улучшению существующей системы безопасности будут сформированы после проведенного анализа текущей ситуации. Вопрос находится на постоянном контроле, — говорится в ответе уполномоченной.
Сейчас прокуратура и Минобразования проверяют школы, которые в этом году пропустили наших корреспондентов в свои стены. Однако такие проверки проходили и в прошлом году, когда школы так же попались на нарушениях в ходе рейда NGS42.RU.
При этом безопасность школ регулярно спонсируется. По данным областной администрации, города и села Кузбасса должны были освоить свыше двух млрд рублей, которые им выделили в качестве субсидии за последние два года на обеспечение антитеррористической защиты в школах и детских садах. А на период с 2023-го по 2025-й власти планируют потратить на те же цели еще 3,5 млрд рублей.
В областной прокуратуре пояснили, что сейчас руководствам кемеровских школ № 7, 34, 84, 44 и 68 и представителям их охранных организаций вынесены представления об устранении нарушений закона. Кроме того, решается вопрос о возбуждении административных дел по двум статьям: за незаконную охранную деятельность и нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов. За это грозят серьезные штрафы до 500 тысяч рублей для организации.
На вопрос, может ли учреждение быть закрыто за неоднократные несоблюдения правил безопасности, в ведомстве пояснили, что такая мера возможна.
— В случае создания опасности причинения вреда в результате деятельности образовательной деятельности вопрос о приостановлении или прекращении ее деятельности рассматривается судом по соответствующему исковому заявлению, — говорится в официальном ответе на запрос.
Ранее корреспонденты NGS42.RU испытали систему безопасности в кемеровских школах. Результаты рейдов опубликовали в двух материалах. Руководства школ пояснили, что корреспонденты смогли пройти охрану, так как похожи на педагогов. Минобразования и прокуратура инициировали проверки в учебных заведениях.