В прошлом году я уже рассказывал об отдыхе на Кие — горной реке, протекающей на севере Кемеровской области, по которой можно с большим комфортом и абсолютно безопасно сплавляться на протяжении всего лета. Зимой водная артерия замерзает, но жизнь на ней не останавливается, потому что открываются пешие маршруты. Пока медведи спят, а золотодобытчики перестают загрязнять и уничтожать первозданную природу, можно пройтись по толще льда и подняться на горные склоны. В течение двух дней я в составе небольшой группы, в которую попали опытные и начинающие туристы, в том числе двое детей, прошел около 25 км, несмотря на сильный ветер и метели.
Такой разный all inclusive
Дорога от Кемерова до поселка Макаракски1 с одной остановкой в селе Красный Яр заняла около пяти часов. Этот населенный пункт небольшой — в нем живут не более 400 человек, и он не так избалован туристами, как тот же Шерегеш или Танай. Здесь вы не встретите лыжников или сноубордистов, тут только те самые «классические» туристы, которые с рюкзаками и в снегоступах могут забраться на какую угодно высоту или пройти несколько сотен километров ради природных пейзажей.
Наша группа заселилась на самом краю деревушки в двух туристических домах, оборудованных всем необходимым: дровяная печь долгого горения с местом для сушки вещей, умывальник, пара столов и самодельные двухэтажные кровати. И на самом деле этого вполне достаточно. Да, кому-то может не хватить уборки в номерах, бассейна, шведского стола и прочего all inclusive, но этот вид отдыха таких благ цивилизации и не подразумевает. Но тем, кто любит запах тушенки и вареной гречки, готов бегать в уличный туалет по морозцу и спать в кофте, такие условия проживания покажутся просто идеальными.
Познакомившись, мы отправились спать, ведь впереди предстоял долгий путь через ущелья вдоль реки Берикуль.
Золото и перекопанная земля
На следующее утро, позавтракав, мы отправились на первую точку нашего маршрута — в заброшенную золотодобывающую шахту. Работы тут прекратились около 30 лет назад, с тех пор местные жители и охотники за черметом вынесли из нее всё, что представляет хоть какую-то ценность. Почти на самом входе нас встретила ледяная стена. Из трещин в сводах шахту круглогодично топит, но с первыми холодами едва заметные ручейки замерзают и изменяют своды рукотворной пещеры. Пройдя с пару десятков метров вглубь — дальше опасно из-за тонкого льда и соображений безопасности в целом, мы возвращаемся к машинам и едем на стартовую точку основного маршрута.
Около десяти минут езды, и мы выгружаемся на заснеженную дорогу золотодобытчиков, которые работают на реке Берикуль. Летом здесь не очень красиво: всюду валяются поваленные деревья, перекопанный ручей зияет огромными дырами, всюду грохот от техники, но зимой всё это скрывается под толщей снега.
На протяжении почти пяти часов путь вдоль речушки проходит через живописнейшие места. Тут и там возникают горные склоны высотой около 150 метров, куда не повернись — тайга, через каждые 100–200 метров натыкаешься на следы лесных обитателей, а небольшие ручейки, превратившиеся в ледопады, удивляют разнообразными цветами. Про качество воздуха даже не стоит упоминать, здесь никто не знает, что такое режим «черного неба».
Поначалу испытываешь небольшой дискомфорт, так как пропадает знакомый шум города, а телефон стабильно показывает отсутствие сети. Но пройдя первый километр, на это перестаешь обращать внимание, так как журчание незамерзшей речки и полная тишина уводят мысли в какую-то первобытную нирвану. Всё меняется на 11-й км пешей прогулки — мы выходим на реку Кия, которая встречает нас метелями.
Наш гид Михаил уводит нас в верх по течению на водопад «Девичьи слезы», где зимой соревнуются ледолазы, а также предлагает дойти до скалы «Мамонт». Сделав несколько сотен шагов, мы поворачиваем в обратную сторону — снегоходы перерыли тропинку и барахтаться в ней с учетом уже пройденного просто нет сил.
Еще почти два часа, или около пяти километров пути по замерзшей Кие у нас уходит на переход до поселка Макаракский, где нас ждет ужин и баня. Описывать виды, которые нас сопровождали всё это время, — бессмысленно, лучше посмотрите на эти снимки или фоторепортаж. Несмотря на усталость и пройденные, согласно фитнесс-браслету, 26 тысяч шагов, спать ложимся глубоко за полночь.
Жопслейная трасса и бесконечный подъем
Второй день похода начинается около 10 часов утра, когда мы выходим из домиков и направляемся в бор, начинающийся буквально в сотне шагов от места ночевки. Небольшой переход по тропе вдоль реки заканчивается у подножья горы. Естественно, никаких фуникулеров и подъемников нет, вверх сквозь толщи снега надо пробиваться своими силами.
Организатор похода Елена Юшкова рассказывает, что она вместе с мужем сама проложила тропу на высоту таким образом, чтобы подняться на нее относительно легко можно было даже совершенно неподготовленному отдыхающему. Тем не менее, один из членов нашей группы сходит с маршрута и возвращается в лагерь, для него подъем после пройденного накануне стал слишком сложным.
Около 40 минут уходит на то, чтобы взобраться на первую смотровую площадку, с которой открывается вид на вековую тайгу и реку Кия. Сделав несколько фотографий идем к следующей возвышенности, которая чуть просторнее и тут можно уместиться даже втроем. Но всё равно расслабляться нельзя — одно неловкое движение и смертельный полет с высоты в несколько десятков метров обеспечен.
Налюбовавшись видами, идем вдоль ЛЭП к жопслейной трассе — так прозвали горный спуск, который Юшкова вместе с супругом также готовила к туристам: с пути убирали камни, упавшие ветки, сучки и кустарники. Всё это позволяет за считанные секунды относительно безопасно съехать с высоты. Угрозу представляют только деревья, но и их можно объехать, если не сильно разгоняться. Можно съезжать на «плюшках» или ледянках, но спокойнее всё же на пятой точке, так как только таким способом можно контролировать скорость.
Неподалеку от финиша жопслейной трассы находится вершина водопада Макарачек, образующего одноименный ручей, который сейчас также используют для тренировки скалолазы. Чтобы спуститься вниз, нужно сделать небольшой, но сложный крюк, который пролегает по довольно крутому горному склону.
Сделав небольшой привал в замерзшей чаще ручья, мы идем по подтаявшему Макарачеку к реке Кия, выходим примерно в 1,5 км от поселка и возвращаемся в домики, откуда снова придется вернуться к цивилизации.
В общей сложности за два дня похода мы преодолели более 22 км или, если верить тому же фитнесс-браслету, порядка 35 тысяч шагов. Сложно объяснить, ради чего люди бросают все дела, друзей, родных и идут месить снег, порой с риском для жизни. Но тем, кто не разу не пробовал ходить в походы, просто необходимо это сделать. Стоит один раз прошагать по горным тропам с десяток километров, и дальше перед тобой открываются только два пути: на удобный диван перед телевизором или в магазин за новой палаткой и спальником.
Почитайте другие материалы о бюджетных и доступных путешествиях по Кузбассу:
Согласны с автором?