На сайте Генпрокуратуры России в реестре проверок появился полный список нарушений, которые надзорные органы нашли в кемеровской «Лапландии». Как говорится в документе, который изучил корреспондент NGS42.RU, о плановой проверке руководство АО «АМК-Фарма» было предупреждено в конце января 2021 года. Проверку на соблюдение требований пожарной безопасности прокуратура начала в феврале и завершила в марте этого года.
Публикуем полный список из 30 нарушений, которые надзорный орган нашел в кемеровском торговом центре «Лапландия»:
На отметке -7300 расположен детский развлекательный центр «Лазертаг», размещение которого не предусмотрено проектной документацией 5006-АЛПИ-АР.
В противопожарной стене, которая отделяет техническое подполье на отметке -7100 от торговых площадей на отметке -8900 (в осях 1’-15/Г), заполнение проемов не соответствует 1-му типу.
Не осуществляется проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности не реже одного раза в год (техническая документация по огнезащитной обработке не представлена).
Проектной документацией 5006-АЛПИ-АР на отметке -7300 предусмотрена дверь эвакуационного выхода из поэтажного коридора, по факту дверь отсутствует (в осях 14–15/И-Ж).
Не обеспечивается наличие на противопожарных дверях исправного состояние приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах.
Не обеспечивается проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения не соблюдаются проектные решения 5006-АЛПИ-ПБ.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), не обеспечивается ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
В отступление от проектной документации проведены изменения объемно-планировочных решений в результате которых уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (проектной документацией на отметке -8900, в осях 4’-1’/Г-В, предусмотрен подпор воздуха при пожаре в тамбур лестничной клетки типа Н2 системой П25, по факту тамбур и подпор воздуха отсутствует).
Не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (в тамбур шлюз 1-го типа на отметке -8900 не предусмотрен подпор воздуха при пожаре системой П31).
Пути эвакуации (общие коридоры) на отметке -4200 не выделены стенами или перегородками, предусмотренными от пола до перекрытия (в проектной документации предусмотрен один торговый зал общей площадью 7546,7 кв.м., по факту в отступление от проектной документации проведены изменения объемно-планировочных решений с делением торгового зала на секции магазинов с общими коридорами).
Произведены изменения на отметке +0000, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности (не разработана проектная документация автоматического пожаротушения и противодымной защиты здания).
В отступление от проектной документации проведены изменения объемно-планировочных решений в результате которых уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (проектной документацией и СТУ на отметке +0000, в осях 12–17/И-Г, из торговых помещений предусмотрена вытяжная противодымная вентиляция, по факту торговые помещения разделены дополнительно перегородками и противодымная вентиляция находится в неисправном состоянии).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений в части количества (проектной документацией на отметке +0000, в осях 12–14/Б-Б’’, предусмотрен общий коридор, ведущий в лестничную клетку, по факту коридор отсутствует).
В противопожарной перегородке, которая отделяет помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (диспетчерская) на отметке +4200, заполнение проемов не соответствует 2-му типу.
Для проведения гидравлического расчета водяной АУПТ, для диктующего оросителя приняты параметры, отличные от паспортных данных (ороситель СВВ-12 и СВН-12, для создания принятой интенсивности орошения не менее 0,12 л/с*м2, на диктующем оросителе требуется создать давление 0,19 МПа).
Не обеспечен суммарный расход воды на тушение пожара для спринклерных, дренчерных установок, внутренних пожарных кранов и наружных гидрантов от источника водоснабжения — наружных сетей городского водопровода (в соответствии с техническими условиями на подключение к сетям водоснабжения от 19.01.2007 №14, выданными ОАО «Кемвод», на водоснабжение предусмотрено всего 60 м3/сут.).
Не все помещения оборудованы АУПТ спринклерной водозаполненной (помещение серверной на отметке +4200, помещение диспетчерской на отметке +4200).
Пути эвакуации (общие коридоры) на отметке +8400 не выделены стенами или перегородками, предусмотренными о пола до перекрытия (в проектной документации предусмотрена ледовая арена, по факту в отступление от проектной документации проведены изменения объемно-планировочных решений с делением на секции магазинов, предприятий общественного питания).
Запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа на отметке -11600.
На объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
На отметке -4200, в осях 2’-1/В’’-Б’’, под лестничной клеткой встроены подсобные помещения, не предусмотренные проектной документацией.
На отметке -4200, в осях 2’-4’/Г-В, шириной эвакуационные выходы в свету составляют менее 1,2 м., по факту — 1,11 м.
В отступление от проектной документации проведены изменения объемно-планировочных решений в результате которых уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (проектной документацией и СТУ на отметке +8400, в осях 3–12/Л-К, из коридора предусмотрена вытяжная противодымная вентиляция, по факту коридор и противодымная вентиляция отсутствует).
Под вентиляционными коробами, с шириной свыше 0,75 м, расположенных на высоте более 0,7 м от плоскости пола, препятствующие орошению защищаемой поверхности, не установлены спринклерные оросители (помещения на отметке +8400, +0000, -8900).
Оросители спринклерной системы, в торговом зале, установлены за потолком типа «Грильято» таким образом, что нарушена карта их орошения (конструктивно ребра потолка расположены непосредственно на пути разбрызгиваемой струи воды).
В отступление от проекта 5006-АЛПИ-5, на фасаде здания Г-Ц, не предусмотрена наружная пожарная лестница для подъема личного состава подразделений пожарной охраны на кровлю здания.
В отступление от проекта, на отметке +16800, в осях 7–8/Л-К, не предусмотрен выход на кровлю с лестничной клетки непосредственно (по факту возведены дополнительно перегородки, ограничивающие доступ к выходу на кровлю здания).
Не предусмотрен выход на кровлю на отметке +16800, в осях 7–8/Л-К, по лестничному маршу с площадкой перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75x1,5 метра.
Не проводятся эксплуатационные испытания пожарных лестниц, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (не реже 1 раза в 5 лет).
За все эти нарушения ответственность возложена на АО «АМК-Фарма», которая и владеет торговым центром. И по всем пунктам юрлицо было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП «Нарушение требований пожарной безопасности».
Напомним, кемеровскую «Лапландию» закрыли 15 июня по решению Центрального районного суда. Позже в прокуратуре региона рассказали, что всего в ТЦ было найдено 30 нарушений, которые «создают условия для возникновения непосредственной угрозы причинения вреда жизни и здоровью». Прокурор после проверки обратился в суд с требованием обязать собственника торговых площадей устранить нарушения пожарной безопасности, а также запретить эксплуатацию ТЦ до устранения нарушений. Когда теперь заработает «Лапландия» — неизвестно.
Отметим, в апреле 2019 года «Лапландию» уже закрывали. Тогда это вызвало большой скандал как среди жителей города, так и среди работников ТЦ. Тогда на этом настояла администрация города. В иске говорилось, что эксплуатация «Лапландии» должна быть запрещена до устранения всех нарушений. Тогда эксперты нашли в ТЦ более 20 нарушений. Например, на тот момент не все помещения были оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения. Также в числе нарушений были изменение планировочных решений, принятых проектом реконструкции торгового центра, изменение функциональных назначений некоторых помещений, несоответствие здания техническому паспорту, выполненному перед вводом объекта в эксплуатацию. Торговый центр открыли только в конце августа. Власти утверждали, что все нарушения собственником были устранены.