Несколько лет подряд жители ранее считавшегося элитным района «Кемерово-Сити» просили мэрию отремонтировать асфальт, и некоторое время назад тяжелая строительная техника все-таки заехала во дворы. Но вместо приведения в порядок проезжих частей, трактора и экскаваторы стали срезать тротуары и газоны. Оказалось, что прямо под окнами горожан начали прокладывать двухполосную дорогу.
Серьезной дворовой территории у домов с № 3 по № 11 фактически нет, поэтому техника проезжает всего в паре метров от крыльца, что вызывает особое беспокойство у семей с детьми. Пытаясь найти какой-нибудь выход из этой ситуации, жители организовали междомовое собрание, на которое пригласили и корреспондента NGS42.RU Елену Гуськову.
Путь по улице 2-й Заречной, и без того узкий и извилистый, осложняется еще и строительными работами. Асфальт снят, повсюду неравномерно насыпан щебень, бордюрные камни высятся беговыми барьерами. На подходе к седьмому дому отпрыгиваю в яму на обочине от внезапного грохота за спиной — мимо на большой скорости пролетает груженный щебнем КАМАЗ. Кузов не закрыт тентом, и в мою сторону на кочке слетает несколько камней. По счастью, не попадают.
У дома уже собираются жильцы со всей окрестности, стоит автомобиль с представителями администрации. Одна из горожанок увидела опасную ситуацию с КАМАЗом и сообщила, что такое тут происходит по несколько раз на дню. По ее словам, рабочие никогда не используют укрывной материал, и в прохожих летит щебенка, пыль и грязь.
Больше всего кемеровчанка, которая представилась Милой, переживает за воспитанников детских садов. «Замок детства» и «Планета открытий» находятся тут же, через дорогу в низине. Получается, всё, что летит с дороги, падает на территорию сверху, успевая набрать хорошую скорость. Прогулочные площадки с яркими верандочками, домиками, машинками выходят, как нарочно, к злополучной дороге.
— Дети дышат выхлопами, с колес на них летит грязь, это бы еще полбеды. Но вы представляете, что будет, если, не дай бог, какой-то водитель не справится с управлением и вылетит?! Думаете, этот заборчик автомобиль удержит? — риторически восклицает Мила.
Женщина добавляет, что проблема не исчезнет после завершения стройки: дорога соединит 1-ю и 2-ю Заречную друг с другом и с Центральным проездом, поэтому движение станет оживленнее. А зимой к опасным факторам добавятся гололед и колейность.
Сейчас и 1-я и 2-я Заречная тупиковые, выезд на Октябрьский и Притомский проспекты возможен лишь со стороны Пионерского бульвара и, судя по разговорам жителей, их это вполне устраивает.
— Когда строили наш дом, нам говорили, что это будет всего лишь техническая дорога, чтобы построить дом, — сообщает местная жительница Евгения.
Еще одна проблема — дом по адресу Заречная 1-я, 9к1. Основание здания здесь тоже находится ниже уровня дороги, так что земляной вал, на котором строят трассу, проходит вдоль третьего этажа. Горожане жалуются, что все автомобильные выхлопы и пыль будут осаживаться на подоконниках первого и второго этажа.
— Я предлагала высадить между домом и дорогой заградительную стену из деревьев. Так ведь почвы тут нет: эту насыпь изначально сделали с помощью щебня, садить некуда, — сетует Мила, показывая все беды злополучного двора.
Постепенно во дворе собираются около сотни человек. Все пытаются высказаться одновременно, переходят на крик, и разобрать, что еще «накипело», становится сложно.
К дискуссии присоединяются чиновники. Среди них начальник управления городского развития Ирина Соколова и замглавы Кемерова, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Сергей Лысенко. С собой у них утвержденный план развития территории «Кемерово-Сити».
— Проект прошел две госэкспертизы, расстояния до детских учреждений и до жилых домов согласованы неоднократно и соответствуют минимальным, но нормам, — поясняет Соколова.
На это жители разражаются многоголосым возмущенным криком.
— Да что экспертиза?! Вы же здесь сейчас находитесь и всё сами видите! Это явно проектировали какие-то пьяные люди! Ровно четыре шага от подъезда — и сразу начнется полоса. Как нам выпускать детей?! — наперебой восклицают жильцы.
— Посмотрите вот здесь в проекте показано, что территория дома у вас заканчивается по опорной стене. У вас нет двора, но это вопросы к застройщику. Сразу от крыльца начинается зона муниципалитета, — поясняет начальник городского развития.
— Мы же эту дорогу строим для удобства жителей. Этой части города нужна транспортная развязка, к нам многократно обращались сами собственники квартир в «Кемерово-Сити» и просили, — говорит Лысенко.
В ответ жители сообщают, что они двухполоску не просили.
— И раньше машину было сложно поставить, а если еще дорогу расширят, будет оживленное движение, двора у нас нет — где оставлять? — вопрошает один из собравшихся.
На это представители мэрии всё так же поясняют: места для парковок, озеленения и придомовых участков попросту не предусмотрены застройщиком — «СДС-Строем».
Представитель «СДС-Строя» уточнил NGS42.RU, что застройка «Кемерово-Сити» была реализована в соответствии с проектом, который прошел все проверки, экспертизы и согласования. Наш собеседник также добавил, что возле детских садов в скором времени появится парковка для удобства местных жителей.
— В районе детских садов есть участок, где раньше находился строительный городок, сейчас он отсыпан щебнем, эта территория находится на стадии заключения договора на парковку. В остальном проект [микрорайона] был реализован по плану, — сообщил NGS42.RU представитель «СДС-Строя».
При этом местные жители уверены, что проект претерпел изменения из-за бывшего губернатора, однако какого-то официального подтверждения этой истории нет.
— Здесь ведь изначально не должно было быть этих садов по проекту. Должна была быть такая же жилая застройка. Но приезжал к нам сюда с инспекцией Сергей Цивилев и сказал: «Как это на такой район и детского сада нет?!» И их в план очень быстро воткнули после этого. Вот только место-то для детских садиков в этих ямах совсем не подходящее, два технических этажа без окон под землей, — рассказывает историю одна из присутствующих горожанок.
В конечном итоге после долгих переговоров, активисты договариваются с администрацией, что передадут претензии и пожелания в письменном виде. А специалисты в свою очередь попробуют по возможности внести изменения в проект, например уменьшить количество полос до одной.
Обитатели «Кемерово-Сити» не удовлетворены и всё еще расстроены, но расходятся по домам, понимая, что вряд ли сегодня могут добиться большего.
Впервые о строительстве дороги, соединяющей обе Заречные и Центральный проезд, власти заговорили в 2022 году. Через год муниципалитет повторил свои намерения. Строительные работы в «Кемерово-Сити» анонсировали еще в мае 2023-го, тогда NGS42.RU писал, что они потребуют почти 265 миллионов рублей. Контракт достался АО «Кемеровоспецстрой». Оно было образовано в 1996 году, по данным «Контур.Фокуса», гендиректором и одним из главных акционеров с долей 25% (по состоянию на 30.06.2018) является Александр Выприцкий. За последний год численность сотрудников заметно увеличилась — если в 2021 году было 892 человека, то в 2022 году уже 958.